Сиверцев М.А. Харизматическая культура: лидер в посттоталитарном обществе.
Символическое пространство и путь духовной самоидентификации харизматического
лидера. М.: Институт США и Канады РАН, 1997. Научные доклады, вып. 40. 112 с.
Особенности монархизма в России: якобы вытекает из православия, поэтому полнота
власти РПЦ требует восстановления монархии (6). Идея личной полной власти - неомонархисты
разделяют власть и управления, готовы делегировать управление, но не власть.
Идентичность как сохранение личностью сознания себя одинаковой в различных
ситуациях и потребность в различных ситуациях для выявления своего ядра. (7).
Идентичность есть самотождественность, но бывает и И. самодостаточность - сознание
себя одинаковым вне зависимости от ролей.
Идентичность через отождествление с лидером, с центром. Лидер харизматический
не подделывается под прежние образцы, а провозглашает образцом себя. Он порождает
закон, не наоборот.
Отличие харизматичности небиблейской: признает много центров, откуда приходит
харизма. Поэтому жизнь есть война разных харизм друг с другом, отражение небесной
войны богов. Особое значение приобретает инициация, выражение претензии на тождество
с высшей силой - в христианстве это было бы богоборчеством, грехом.
Далее по Юнгу об "энергии архетипов". Харизматический лидер соотносит
себя с архетипами народа, причем забытыми. В харизматической культуре связь с
Высшим становится условием благополучия, отсутствие связи - причиной бед. Связь
осуществляется через х. лидера. Царь может прямо либо косвенно связывать с высшим,
от себя или через институт. Выстраивает 16 типов харизматических культур. Роли
х-лидера: Творец (из ничего), Мастер (из чего-то), Маг, Спаситель, избавитель,
искупитель. Творец творит закон, мастер закон исполняет. Триада спаситель-избавитель-искупитель
ориентирована не на закон, а на чистое/нечистое. Лидер - очищает, а не творит.
Искупитель жертвует собой, избавитель - другими. Еще триада: царь-священник-судья
(власть-закон-благодать). Осуждение/прощение: х-лидер судит не от закона, а от
ценности, причем его суд окончательный, эсхатологический.
Триада Исповедник-жрец-пророк. Перед исповедником каются. Триада мудрец-учитель-даритель
(знание/невежество). Знание - закрыто, оно не предъявляет доказательств. Мудрец
- конспирология. Учитель же - посредник между жаждущими знаний и знанием. У Мудреца
не бывает учеников, у Учителя они обязательны. Мудрец не нуждается в сакральном
тексте, в предшественниках. У учителя нет всезнания. Даритель: знание как дар,
доступный любому, кто обращается к х-лидеру.
Х-лидер всегда в оппозиции к врагу, нет врага - исчезает харизма. (Манихейство?)
Триада: Враг- искуситель - вредитель. В харизматической культуре предполагается,
что человек своими силами зла не преодолеет в себе. Идея врага/одержимости извне.
Идея искусителя в облике х-лидера (демонизация вождя): обещает спасение в обмен
на преданность.
Архетип замкнут в себе, но комплекс архетипов всегда разомкнут, нелинеен, разорван.
Распад "я", соприкасающегося с архетипами, - предотвращение распада
через ряд обрядов. Х-лидер освобождает. Х-группа дает своим членам возможность
практиковать в других группах, она не боится разнообразия.
К средневековью или к России 1990-х все это не имеет, по моему мнению, большого
отношения. Разговоры о "харизматичности" Ельцина лишь прикрывали слабости
говорящих, их боязнь лишиться прочной опоры. Но х. в нем не было ни на грош. Путина
легитимизируют как антихаризматическую фигуру, хотя обертона сакрального - точнее,
иррационального - остаются. Но нет ни священных текстов, ни надежд, ни обрядов.
Пришло не новое, а неновое, выцветшее, имитационное средневековье. Да и в целом
веберовская идея харизматичности приобретает тут гипертрофированное значение.
В чистом виде х-лидеров не бывает. Харизматичность есть одно из измерений лидерства,
в периоды нестабильности выводимое на первый план. Х-лидер всегда - марионетка,
которую пытаются представить кукловодом. На него списывают свою ответственность.
|