Перевод отрывков из "Пира" и очерк Ю.Трощенко.
Отрывки, Сочинения, 1877, с. 252-259.
Cм. апокриф "Откровение Мефодия Патарского".
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МЕФОДИЙ, сщмч. (ум. ок. 311), грекоязыч. отец Церкви доникейского периода. О жизни его известно очень мало
(*Евсевий Кесарийский о нем не упоминает). По одним сведениям, он был еп.Олимпии (М. Азия), а по другим —
македонского г.Филиппы. Из трудов М. явствует, что он был человеком широко образованным. Он вел полемику с
еретиками и язычниками (написал книгу «Против *Порфирия»). Блж.*Иероним отмечает его «блистательное красноречие».
По его словам, М. принял мученическую смерть при императорах Деции или Диоклетиане. Среди экзегетич. сочинений
М. известны: толкования на Кн.Бытия и Песнь Песней (не сохранились), «О различении яств и о телице, упоминаемой
в Кн.Левит», «О проказе», «О пиявице, о которой говорится в Кн.Притчей, и о словах "Небеса проповедуют славу
Божию"», «О воскресении». Хотя М. выступал против взглядов *Оригена, он так же, как александрийский учитель,
отдавал предпочтение иносказательному пониманию Библии. «Слова пророков, — писал он, — понимаемые буквально,
представляются как бы сухими, не имеющими смысла, а понимаемые с мудростью — доброплодными» (О проказе, 4,6).
С помощью *прообразов и *аллегорий М. стремился утвердить *единство Библии, ибо, как он выражается, иносказание
«снимает покрывало буквы» и позволяет видеть «неприкровенную истину». Обряды ВЗ были, по М., образными предуказаниями
на тайны НЗ. Главная цель толкователя ВЗ — отыскать в нем связь с НЗ и таким образом опровергнуть «многобеззаконного
Маркиона». При всей склонности М. к аллегориям, «основная линия его экзегетики остается типологической» (еп.*Михаил
Чуб). Книги Свящ.Писания, цитируемые М., соответствуют объему *канона, к-рый известен у Евсевия Кесарийского.
Отмечено, что в трудах М. встречается ряд *аграф, напр.: «Тот, кто не прошел через искушения, не пригоден
для Бога».
u M i g n e. PG, t.18; в рус. пер.: Св.Мефодий, епископ и мученик, Отец Церкви
III века. Полное собрание его творений, СПб., 1877 (пер.*Ловягина, сделанный с
греч. текста, менее полного, чем тот, что сохранился в слав. переводе); Извлечение
из славянского сборника творений св. сщмч. Мефодия, БТ, 1961, сб.2; О свободе
воли, БТ, 1964, сб.3.
l Архиеп.М и х а и л (Чуб), Аграфы в творениях св. сщмч. М., ЖМП, 1954, № 6;
е г ож е, Св.свщм. М. и его богословие, БТ, 1973, сб.10-11; е г ож е, К вопросу
об источниках богословия св. свщм. М. Свящ. Писание в творениях св. М., БТ, 1975,
сб.14; е г ож е, Предание Церкви в богословии св.М., БТ, 1975, сб.14; е г ож е,
Греч. философия и лит-ра в творениях св.М., там же; проч. библиогр. указана в
приведенных трудах архиеп.Михаила; см. также библиогр. к ст.Святоотеч. экзегеза.
Кротов.