ВАРДЕСАН
Вардесан
— гностик, один из представителей сирийской
(дуалистической) школы и ближайший предшественник манихейства. Родился близ Эдессы
в 154 г., умер в 225 г. Был современником знаменитого царя Авгаря, введшего христианство
в Эдессу. Благодаря проходившему через этот город индийскому посольству к императору
Гелиогабалу (в 218 г.), В. познакомился с верованиями и учениями Индии. Многочисленные
сочинения В., религиозно-философские, исторические и поэтические, были очень распространены
и восточные церковные писатели широко ими пользовались; но в подлинном виде сохранилась
только “Книга законов” (на сирийском языке), изданная в “Cureton's Spicilegium
Syriacum” (Лондон, 1855). Эта книга приписывалась самому В-ну, но, вероятно, принадлежит
его ученику Филиппу. В. первый изобрел стихосложение для сирийского языка и сочинил
по образцу псалтири 150 гимнов, которые даже употреблялись при церковном богослужении,
пока не были заменены православными гимнами св. Ефрема Сирина. — Сын В. Гармоний
был продолжателем его поэтической и учительской деятельности; он развил систему
своего отца, внеся в нее элементы греческой философии. Учение В. не имеет значительной
оригинальности; это в сущности та же валентинова система, отчасти упрощенная,
а отчасти испорченная иранским дуализмом. В Плэроме Вардесана вместо 30 валентиновых
эонов только 7 и один “Небесный Христос, Сын Жизни”, происходящий от первого абсолютного
и вечного сочетания (сизигии) активного и пассивного начала — “Отца Жизни и Матери
Жизни”. Женский коррелат Христа — “Хакмут” (София), долженствующая составить с
ним второе производное или обусловленное мировым процессом сочетание (сизигию),
по немощи своей пассивной природы падает в область темного хаоса или бесформенной
материи, от века противостоящую небесному свету плэромы. Из этой материи Хакмут,
следуя тайным внушениям Небесного Христа, создает Димиурга, а через него весь
видимый мир, который, таким образом, происходит не из психических состояний Софии
(как у Валентина), а имеет свое особое начало и внешний субстрат. За исключением
этого основного метафизического пункта, космология Вардесана, а также его христология
и эсхатология, не отличаются существенно от Валентиновых. Более характерна его
дуалистическая психология. В каждом человеке он признавал две души — высшую, пневматическую
и низшую, материальную. Но последняя с безусловною необходимостью подчинена судьбе,
действующей через астральное начало в семи светилах, изображающих эонов. Пневматическая
же душа, как прямое порождение Хакмут, нисколько не зависит от судьбы и звезд;
она свободна на добро и зло. В заключение мирового и исторического процесса все
духовные существа, очищенные земными испытаниями, соединяются с ангелами и участвуют
в брачном пире Христа и Софии-Хакмут, достигающих своего окончательного и полного
сочетания (сизигии).
Вл. С.