АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ
См. 4 век. Патрология.
Гимны
Изложение Евангелия от Луки,1.
2, №. 85-89 (P.L. 15,1584-1586).
О вдовицах.
О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию.
О девственницах.
Об обязанностях священнослужителей.
О падении посвященной девственницы.
О покаянии (против новациан);
Послания 17 и 18, Валентиниану
с протестом против восстановления алтаря Победы, осень 384 г.
Послание 57 императору
Евгению о о том же, 393 г.
Проповеди: Вербное воскресенье.
- Как встречать Рождество.
Слово на смерть имп. Валентиниана
Младшего. На смерть Феодосия
Великого. На смерть брата
Сатира.
Увещание к девству.
1997; О нем
у Феодорита Киррского;
очерк Мейендорфа; популярно
Амман; Кротов. Никитин.
Казаков М.М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995. 334 с.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АМВРОСИЙ (Ambrosius Aurelius) МЕДИОЛАНСКИЙ, свт. (334/40-397),
один из зап. отцов Церкви, проповедник, гимнотворец, экзегет.
Род. в знатной семье префекта Галлии, воспитан в христ. вере, хотя,
по обычаю того времени, долго откладывал крещение. Следуя отцу,
избрал политич. карьеру и был правителем Лигурии и Эмилии. В 374
был выдвинут по желанию народа на каф. Медиолана (Милана) и только
после этого принял крещение. А. славился своим проповеднич. даром
и административ. талантами. Активно боролся с зап. арианством и
язычеством (по его настоянию из римской курии была удалена статуя
богини Победы). Известен его открытый протест в связи с кровавым
подавлением имп. Феодосием беспорядков в Фессалониках. А. был плодовитым
писателем, выступал гл. обр. как учитель жизни и пастырь Церкви.
Память его Правосл. Церковь празднует 7 декабря.
Экзегетические творения: «Шестоднев» («Exameron»), «О Рае» («De
paradiso»), «О Каине и Авеле» («De Cain et Abel»), «Апология пророка
Давида» («De apologia proph. David»), «О Товите» («De Tobia»), «Изложение
Евангелия от Луки» («Expositio Evangelii sec. Lucam»), «Изложение
псалма 68» («Expositio de psalmo LXVIII»), «О Ное» («De Noe et arca»),
«Об Аврааме» («De Abraham»), «Об Исааке» («De Isaac vel anima»)
(содержит также толкование на Песнь Песней), «О Иакове и блаженной
жизни» («De Jacob et vita beata»), «Об Иосифе патриархе» («De Joseph
patriarcha») (Иосиф как прообраз Христа), «О патриархах» («De patriarchis»),
«О суде над Иовом и Давидом» («De interpellatione Iob et David»),
«Об Илии» («De Helia et ieiunio»), «О Навуфее израильтянине» («De
Nabutha esraelita») (обличение богачей), «Толкования на 12 псалмов»
(«Explanatio super psalmos diodecim»). Ряд толкований находится
в др. произведениях А. и его письмах. Большинство экзегетич. творений
А. — запись его проповедей или катехизич. бесед. Поэтому в них ясно
проступают назидательные, гомилетич. цели.
«Шестоднев» посвящен толкованию первых стихов Кн. Бытия. В нем
А. применяет *аллегорич. метод толкования и усматривает в Быт 1:1
прикровенное указание на рождение Слова. Отвечая на вопрос, как
мог существовать свет до создания Солнца, А. предполагает, что этот
свет был рассеян в воздушном пространстве (I:9, 33-34). В описании
живой природы А. следует свт. *Василию Великому и антич. натуралистам.
Кн. «О Рае» обнаруживает большую зависимость от *Оригена. «Многие
думают, — пишет он, — что рай есть душа человека, в которой взошли
ростки добродетели. Человек, поставленный в рай трудиться в раю
и охранять его, есть разум человеческий, сила которого, по-видимому,
просвещает душу». Ева, согласно предположению А., означает чувство
(«О Рае», II). Змей есть аллегория наслаждения, к-рое через чувство
(Еву) искушает разум (Адама) (см. также Послание («Epistularum»)
45). Кн. «О Каине и Авеле» является как бы продолжением кн. «О Рае».
В своих толкованиях на Кн. Бытия А. подчеркивает органич. связь
между людьми, к-рая позволила греху распространиться на все поколения.
В Адаме заключалось все человечество («Изложение Ев. от Луки», VII).
Большинство др. толкований на ВЗ также выдержаны в духе аллегорическом.
Так, напр., устройство Ноева ковчега А. рассматривает как символ
человеческого тела, а призвание Авраама покинуть дом отца — как
победу верующей души над чувственными соблазнами. Через Оригена
на экзегезу А. оказал влияние и *Филон Александрийский.
Писаный Закон, согласно А., был дан в силу того, что люди не смогли
следовать естеств. закону совести (Посл. 63). Закон призван смирить
человека, научить его следовать воле Божьей. Поэтому, хотя Закон
был дан Израилю, значение его универсально для всего дохрист. мира.
Он подготовил человечество к пришествию Искупителя. Боговоплощение
явилось высшим доступным человеку созерцанием Бога, к-рое предшествует
полноте Богопознания в грядущем бытии.
u M i g n e. PL, t.14-17; CSEL, t.32, 62, 64, 73, 78, 79, 82, в
рус. пер.: О должностях священно-служителей Церкви Христовой (Из
творений св.А., еп.Медиоланского: De oficiis ministrorum), К., 1875;
Творения по вопросу о браке и девстве, Каз., 1901; Две книги о покаянии,
М., 1902; Об обязанностях священнослужителей, Каз., 1908.
l А д а м о в И.И., Св. А. Медиоланский, Серг. Пос., 1915; Б у а с с ь е Г.,
Падение язычества, пер. с франц., М., 1892; Л о с е в С., Св. А. Медиоланский
как толкователь Свящ. Писания ВЗ, Труды КДА, 1896, № 3, 7, 12; ПБЭ, т.1, с. 582-88;
П р о х о р о в Г.В., Творения св. А. Медиоланского и их хронология, ХЧ, 1911,
№ 1-2; Enc. Kat., t.1, s.411-16; ODCC, p.42; см. также лит-ру к ст. Святоотеческая
экзегеза.
Подробнее
|