ФЕОДОР МОПСУЕСТСКИЙ
Theodore of Mopsuestia. Commentary on the Nicene Creed. Cambridge: W.Herfer & Sons, 1932. 245 pp.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ФЕОДОР МОПСУЕСТСКИЙ, еп. (ок.350-428), сир. грекоязычный богослов
и экзегет, представитель *антиохийской школы. Род. в Антиохии
в аристократич. семье. Вероятно, родители его были христианами.
Брат Ф., свт.*Полихроний Апамейский, стал, как и он, известным церк.
деятелем. Светское образование Ф. получил в школе знаменитого языческого
ритора Либания, представителя «поздней софистики». Богословским
наставником Ф. был *Диодор Тарсийский. В школе Либания Ф. сблизился
с *Иоанном Златоустом, дружбу с к-рым сохранил до конца жизни святителя.
Златоуст писал, что никогда не забудет его любви, «искренней, горячей,
неподдельной и бесхитростной» (Письмо 98). Окончив курс наук, Ф.
и свт.Иоанн удалились в м-рь, решив посвятить себя подвижнич. жизни.
Правда, Ф. какое-то время колебался и хотел покинуть м-рь, но послания
Златоуста («К Феодору падшему») вернули его на духовное поприще.
Ок. 383 Ф. был рукоположен еп.Флавианом, а в 392 стал еп. киликийского
г.Мопсуестии. Писать Ф. начал еще будучи мирянином. Гл. темой его
трудов была Библия и борьба с ересями (арианством и др.). При свойственной
ему полемической горячности, он унаследовал тяжелый витиеватый стиль
«поздней софистики». В трудах Ф. прослеживается центр. идея о
д в у х ф а з н о с т и р а з в и т и я всего существующего.
Триединый Бог ведет творение от несовершенства и неустойчивости
к совершенству. По его мнению, контраст двух этапов призван показать
твари благость Создателя. Это учение Ф. сказалось и на его *христологии.
Исповедуя веру во Христа как Бога и человека, Ф. считал, что и на
Него распространяется закон двухфазности. Божество обитало
во Христе с самого начала, но раскрывалось постепенно. Более того,
Ф. полагал, что Бог соединился с человеком во Христе не «по существу»
(ибо Бог и человек разноприродны), но в особом акте благой Божественной
воли. Эти домыслы Ф. стали впоследствии поводом для обвинения его
в ереси. Впрочем, при жизни Ф. считался светилом Православия, и
взгляды его были осуждены лишь через 125 лет после его смерти (на
V *Вселенском соборе), в связи с борьбой против несторианства, к-рое
опиралось на авторитет Ф.
Ф. писал толкования на многие книги Библии: на Пс, Быт, Иов, Еккл,
Песн, *Исторические книги ВЗ, *Малых пророков, Евангелия (Мф, Лк,
Ин), Деяния и Послания ап.Павла (Гал, Еф, Флп, Кол, 1-2 Фес, 1-2
Тим, Тит, Флм). Но большинство этих комментариев сохранилось лишь
в фрагментах. Полностью до нашего времени дошли только комментарии
к Малым пророкам и к посланиям. Проблемам *герменевтики посвящены
два труда Ф.: «Об аллегории и истории» и «О неясности речи». Оба
они утрачены.
Следуя своему учителю Диодору, Ф. отвергал произвол *аллегорич.
метода экзегезы, предпочитая прямой историч. смысл текста. Однако
он признавал и роль иносказаний в Библии. К большинству своих предшественников
он относился пренебрежительно и редко ссылался на них для подтверждения
своих мыслей. Он высоко ставил *Септуагинту и комментировал ВЗ по
греч. переводу. Лишь иногда, когда было необходимо углубиться в
вопросы *семантики, Ф. обращался к евр. тексту. Он верил в *боговдохновенность
Свящ. Писания, однако полагал, что свящ. авторы нередко пишут не
под непосредств. вдохновением, а руководствуясь лишь соображениями
собств. разума. Нек-рые книги Библии Ф. считал плодом одного лишь
человеческого разума и чувства (в частн., Иов, Песн, 1-2 Пар, Езд,
Есф, Тов, Иф, Прем, 1-3 Макк). Есть основания думать, что он отвергал
каноничность ряда новозав. книг (Иак, 2 Петр, 2-3 Ин, Иуд, Откр).
Надписания псалмов он также относил к разряду чисто человеч. свидетельств.
Следует отметить, что в эпоху Ф. вопрос о составе *канона был еще
дискуссионным.
Толкуя Кн.Бытия, Ф. исходил из своей теории двухфазного развития
и поэтому настаивал на том, что Адам был создан несовершенным и
смертным. Отрицал он и наследств. передачу первородного греха. Ф.
считал нелепостью представление о том, что «Бог во гневе и ярости
повелел Адаму быть смертным и из-за одного его греха наказал смертью
всех людей, даже еще не родившихся». По его словам, «такого нельзя
подумать даже и о людях, здравомыслящих и заботящихся о справедливости».
Человек грешит, следуя побуждениям собств. воли. В этом плане Ф.
был близок к воззрениям *Пелагия, но он подчеркивал, что греховность
человека обусловлена его изначальным несовершенством и смертностью.
Явление Христа положило начало «новому творению», к-рому предназначено
бессмертие.
Оригинальным был взгляд Ф. на ветхозав. пророчества. Отвергая подлинность
надписаний псалмов, он тем не менее считал их автором Давида. Давид,
по его мнению, был величайшим из пророков, а последующие — лишь
подтверждали его слова. Тем не менее Ф. сильно сократил число псалмов,
к-рые считались мессианскими. К таковым он относил лишь 2, 8, 44,
90. Прочие он толковал применительно к истории ВЗ. Нек-рые патрологи
считают Ф. предшественником библ. *рационализма, но подобная оценка
малоосновательна. Своеобразные концепции Ф. были обусловлены не
рационализмом, а особенностями его догматич. метафизики.
u M i g n e. PG, t.66; Theodore episcopi Mopsuesteni In epistolas
B. Pauli commentarii. Ed.H.Swete, Camb. (USA), 1880-82, t.1-2.
u Г у р ь е в П., Ф., еп. Мопсуестский, М., 1890 (наиб. полное
исследование на рус. яз.); Д о б р о к л о н с к и й А., Соч.
Факунда, еп. Гермианского в защиту трех глав. М., 1880; *Л е б е
д е в А.П., Спор о трех главах и V Вселенский Собор, ДЧ, 1875,
ч.3, № 9-12; С о к о л о в П., Толкование ветхозав. писаний
в антиохийской школе, ЧОЛДП, 1887,
№ 12; ЭСБЕ, т.41а; иностр. библиогр. указана в ОDСС, р.1359
и Q u a s t e n. Patr., 1966, v.3, р.401-23; см. также ст.Антиохийская
школа.
Elowsky о его христологии, 2009.
|