Софроний Иерусалимский
О нем Флоровский;
Его: проповедь об Иоанне Предтече;
о Петре и Павле;
Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other. Documents Edited by Pauline Allen. Oxford, Oxford University Press, 2009, 264 pp.
Софроний Иерусалимский (ок. 638-644). Уроженец Дамаска, ставший
в Иерусалиме учеником св. Иоанна Мосха. Вместе с учителем он (под
именем Софрония Софиста) обошел все обители Палестины, знакомясь
с духовным опытом великих подвижников. Однако начались набеги с
Востока. Иоанн с Софронием ушли в Египет. Здесь Софрония настигла
болезнь, и он, не чая выздоровления решился стать монахом. Слишком
высокого мнения он был о монашества, увидев множество святых, чтобы
по собственной воле принять его. Однако военная опасность дошла
и до Египта; монахом опять пришлось бежать, на этот раз, в Рим.
Здесь они прожили два года, но в 622 г. св. Иоанн умер, и Софроний
вернул его тело в Иерусалим, чтобы похоронить. В 634 году Софроний
был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Здешние христиане
было глубоко разделены в споре о том, как сочетались во Христе божественная
и человеческая воли. Софроний защищал православное учение, но более
всего печалился тем, что молчит Папа Римский Гонорий (авторитет
Рима он ставил безусловно выше авторитета своей кафедры), давая
тем самым повод монофелитам - а ересь охватила и императора, и многих
восточных епископов - думать, что он на их стороне. Он привел своего
викария Стефана, епископа Дорского, на Голгофу и тут именем Христа
обязал его "отправиться к Апостольскому Престо-лу, где пребывают
основания святого учения, и не переставая увещевать обладающих властью,
чтобы они исследовали и осуди-ли новшество". Стефан повиновался
и через десять лет, наконец, Папа Мартин осудил ересь. Внутренние
раздоры ослабили хри-стианский мир, и после изнурительной двухлетней
осады мусульмане взяли Иерусалим, причем завоеватели, обещавшие
не трогать христианские святыни, обещания не сдержали. Софроний
бежал из города и вскоре умер (видимо, в Александрии Египетской):
много он видел бесстрастных подвижников, сам освободился от всякой
страсти, много написал замечательных богословских сочинений и проникновенных
молитв, и именно поэтому сердце его стало не менее, а более чувствительно
к страданиям людей, к вечной безысходности мира сего, и оно проявило
это сострадание самым высшим образом: умерев от скорби. Acta Sanctorum,
март, т. 2. Память 11 марта, 11/24 марта.
Яков Кротов
|