Иоанн Скотт Эриугена
О разделении природы. Кн. 4.
В хрестоматии 2006 г.: Стихи на Дионисия Ареопагита - на Христа распятого - Гомилия на Пролог Ио.
- влияние его идей на глоссы 9-10 в.., Петров;
философии его, Реале; Василик, 2001.
Scot, Jean. Homelie sur le Prologue de Jean. SC, 151. Paris: CERF, 1959. 392 pp.
Хомяков М.Б. Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики. - Вопросы
философии. - 2000. - №1. С. 142-146. Предисловие к публ.: Иоанн
Скотт Эриугена. Перифюсеон, или о разделении природы. С. 147-160.
Карл был "пленен" ученостью И. [Любовь как плен - для милитаристской
психологии]. В пелагианстве И. был обвинен из-за близости православной традиции,
акценту на имманентности Бога (это же и оригенизм - против акцента на трансцендентности
у Августина). Перевел Ареопагитики, Максима Исповедника, написал комментарий
на "О небесной иерархии" Ареопагита. Вильгельм Мальмсберийский утверждал,
что Эриугена переехал в Англию под покровительство короля Альфреда (871-901),
стал его учителем, жил в Мальмсберийском аббатстве и был тут убит своими учениками.
Верить в это не хочется даже бесстрастным исследователям. Э. полемизировал и
с Августином, и с Боэцием, крупнейшими тогдашними авторитетами Запада. Платоник,
соответственно и оправдывал филиокве, переводя богословские термины в философский
пласт: "Каким бы образом кто-либо не возвестил церковный символ, то есть
сказал ли, что Святой Дух исходит только
от Отца, или от Отца и Сына, я принимаю [его] без крушения здравой веры на том
спасительном основании [salva ratione], по которому мы верим и понимаем, что
Один и тот же Дух исходит по ипостаси [substantialiter] от Одной Причины, то
есть от Отца. Ведь Отец - Причина рождающегося от Него Сына и исходящего от
него Духа" (перевод Хомякова, с. 145). Эриугена повлиял на Ф.Баадера, а
тот - на славянофилов. Э. различил первым рожденную ипостась Слова и его тварного
содержания, что, возможно, отразилось у Соловьева в различении логоса как творящего
принципа от вечной Софии как начала сотворенного (С. 146).
С. 158 - в комментарии Хомяков пытается объяснить
понятие "примордиальных", "начальных" причин
- у Августина это "экземпляризм", О книге Бытия буквально,
М., 1997, с. 118 - близко к идеям у Платона. Восточный аналог -
Ареопагит о первообразе. Генрих Остийский счел, что Эриугена причисляет
идеи к сотворенной природе, а идеи-де нетварны, они в Божественном
уме.
|