ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ
Согласование Ветхого и Нового Заветов (отрывок).
О нём Зенько. - историю
философии. 12
век.
Hames, Harvey. Like Angels on Jakob's Ladder. Abraham Abulafia, the Franciscans and Joachimism. Albany: State University of New York, 2007. 192 pgs.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ИОАХИМ (лат. Joachimus, итал. Джоаккино) ФЛОРСКИЙ, аббат (ок.1132-1202), итал.
католич. мистик, строивший свои пророчества на основе толкования Библии. Род.
в Калабрии, в крестьянской семье; учился в Козенце. Паломничество в св.землю и
посещение Византии, где в то время свирепствовала чума, содействовали внутреннему
перевороту, к-рый привел И. к монашеству. Вернувшись в Италию, он сначала жил
анахоретом, потом его приняли послушником в цистерцианскую обитель. Изучение Библии
и связанные с этим новые идеи о совр. положении Церкви и мировой истории побудили
И. к проповеди своего учения. Вскоре он постригся в монахи и в 1178 был избран
настоятелем монастыря. Но эта должность его не удовлетворила, поскольку была связана
с многочисл. житейскими заботами. И. испросил у папы разрешения покинуть обитель
и поселиться в Калабрии, где основал Флорскую монашескую общину и др. монастыри.
Нек-рое время И. не говорил открыто о своих гл. идеях, но папа Климент III настоял
на том, чтобы пророчества И. были преданы гласности. Подчинившись, И. изложил
их в трех основных книгах: «Согласование Нового и Ветхого Заветов» («Concordia
veteris ae novi testamenti», Venetijs, 1519, то же, Fr./M., 1964), «Десятиструнная
Псалтирь» («Psalterium decem chordarum», Venetijs, 1527), и «Толкование на Апокалипсис»
(«Enchiridion in Apocalypsim», Venetijs, 1527, то же, Fr./M., 1964). Эти книги
под общим названием «Вечное Евангелие» вышли во франц. пер. в Париже в 1928 («L’Evangile
№ternel», v.1-2).
Центр. идея И. заключалась в том, что история движется кругами, что события
ВЗ соответствуют событиям НЗ. Эта «конкордия», согласование, объясняется прохождением
мира через три стадии. Первая ознаменовалась ВЗ, Откровением Отца, вторая — Откровением
Сына, а третья будет Откровением Духа Святого. «Как от Иоанна Крестителя, — писал
И., — когда завершилось старое и появилось новое, так и теперь, с точки зрения
того нового, что сотворит Господь на земле, должно считаться старым, что продолжалось
до сего времени» (Согласование, II). Совр. бедственное состояние Церкви и недостоинство
ее служителей объясняется тем, что Откровение НЗ было неполным и неокончательным.
Таковым будет «Вечное Евангелие» (ср. Откр 14:6), не новая книга, но новый «статус»,
состояние мира, когда Дух Божий воцарится в человечестве. Из Откр И. вывел, что
Суд Господень совершится дважды: после конца эры Сына и после конца эры Духа.
Суд эры Духа упразднит на земле всякое нечестие и беззаконие, разделенные христиане
соединятся, совершится обращение мусульман и иудеев. Три эры знаменуют постепенное
воспитание человека Богом.
«Первые времена были временами познавания, вторые — временами мудрости, последние
будут временами полного разумения. Первая эпоха была эпохой рабского подчинения,
вторая — сыновнего послушания, третья будет эпохой свободы. Первая была испытанием,
вторая — действием, третья будет созерцанием. Первая эпоха — эпоха страха, вторая
— век сынов, третья — век друзей».
Эра Духа Святого будет, по И., временем, когда власть духовенства сменится
ведущей ролью монахов — подвижников и созерцателей. По расчетам И., от начала
человечества до Христа прошло 1260 лет; такова же, полагал он, и продолжительность
эры Сына. Следовательно, начало «Царства Божия на земле» наступит в 1260 н.э.
Хилиастич. пророчества И. вызвали широкий резонанс в Западном христ. мире. У Флорского
аббата появилось множество последователей, «иоахимитов», собиравших после его
смерти писания И., среди к-рых оказались и подложные. Идеи «иоахимитов» были осуждены,
но сам И. продолжал почитаться как местный святой. *Данте поместил его в своем
«Раю» среди великих подвижников. Косвенно его учение отразилось и на историософии
нового времени: на концепциях О.Шпенглера и идеях русских религ. мыслителей о
«Третьем Завете» (*Мережковский, свящ.П.Флоренский, *Бердяев). Протестанты считали
его одним из предтеч Реформации.
l Свящ. А р с е н ь е в И.В., От Карла Великого до Реформации, т.1-2, М., 1909-10,
т.2, гл.1; *Г а у с р а т А., Средневековые реформаторы, СПб., 1900, т.2; Д о
б и а ш - Р о ж д е с т в е н с к а я О.А., Некоторые проблемы иоахимизма и петербургская
рукопись Иоахима Флорского, ЖМНП, 1913, № 6; Ж е б а р Э., Мистич. Италия, СПб.,
1900; С м и р и н М.М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская
война, М., 19552; Т р о и ц к и й С., И. Флорийский и иоахимиты, ПБЭ, т.7, с.191-96;
B u o n a i u t i E., Gioacchino da Fiore: i tempi, la vita, il messaggio, Roma,
1931; G r u n d m a n n H., Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Lpz, 1950;
H i r s c h - R e i c h B., The Figure of Joachim of Fiore, Oxf., 1972; ODCC,
p.739.
|