Гильберт Порретанский
Его: Комментарий к трактату Боэция
«Против Евтихия и Нестория»
О нем Неретина, 2000. Она же кратко.
См. историю философии. 12 век.
Гильберт Порретанский (р. 1085/90 - 1154). Также: Жильбер
де ла Порре, Гильберт Пуатевинский, Гильберт Поррета. Ученик Бернарда
Шартрского, Ральфа и Ансельма Ланских. В Шартре был и канцлером
(1126-1137), затем в Париже, с 1142 до смерти епископ Пуатье. В
1140 г. на соборе в Сансе выступал против Абеляра, на то что
тот сказал ему стих Горация: "Дело дошло до тебя, если дом загорелся
соседний". Действительно, в 1147 г. Бернард Клервоский на Парижском
соборе обвинил Гильберта в ереси четырехипостасноит, различении
идей Бога и божественности (Deus - Deitas). Гильберта Бернард критиковал
несравненно мягче и без грозных последствий. Как и Абеляр, пользовался
методом вопрошания ("квэстио"), разработанной в Ланской школе и
доведенной Абеляром до совершенства. Считал, что теология занимается
"простыми" вещами — Богом, материей, а математическое, натуральное
знание — сложными, т.е. "порожденными". Ввел понятие сингулярности
(в отличие от индивидности) и определение личности как сингулярной
субстанции. Кажется, что личностью является душа — она субстанция,
разумна, индивидна. Но все же личность — это весь человек, не только
душа. Это и означает сингулярность человеческой личности. Личности
(лица) Троицы отличны друг от друга, но при этом каждая есть не
часть целого, а все целое, ибо у них одна божественность. Вслед
за Боэцием различал субсистенцию от субстанции: "Субсистенция —
это то, что само не нуждается в акциденциях, для того чтобы быть.
А субстанция — это то, что служит неким подлежащим для других акциденций,
без чего они существовать не могут. ... Индивиды — не только субсистенции,
но и субстанции" (С. 96). Субсистенция — это "единичное множество",
сингулярное. Душа схвачивает вещь, делая ее конкретной. Решая проблему
того, каким образом неделимый индивид состоит из из и субсистенции,
и субстанции, вводил идею конкретного целого, комплекса. Сотворение
выводит субсисттенцию из сокрытости. Сингулярность означает, что
двойственна природа не только Христа, но и всякого человека. Человек
индивидуален как уникальное единичное бытие, человек сингулярен
как универсальное бытие, состоящее из бесконечного множества составляющих
его статусов, которые сходятся к некоему порождающему его ядру (формулировки
Неретиной).
Лит.: Гильберт Порретанский . Комментарии к трактату Боэция
"Против Евтихия и Нестория". - Вопросы философии. 1998. №4. С. 105-120.
С.С.Неретина. Гильберт Порретанский: искусство именования. - Вопросы
философии. 1998. №4. С. 94-104.
|