ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН
Его толкования на Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна, Псалтирь.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН (Зигавин, Зигаден) (ум. после 1118), визант. богослов и экзегет.
Е. жил в Константинополе в эпоху последнего культурного расцвета Византии при
Комнинах. Он получил хорошее образование, стал придворным ритором, однако покинул
мир, чтобы вступить в один из константинопольских монастырей. После пострига Е.
продолжал заниматься лит. трудом.
Из экзегетич. работ Е. сохранились толкования на Псалтирь, Четвероевангелие
и на все послания. Эти комментарии компилятивны по характеру, но представляют
ценность как свод мнений свв. отцов. Своему сочинению о Псалтири Е. предпослал
обширное введение, в к-ром говорится об обстоятельствах написания псалмов, об
их нравств. и преобразовательном смысле и дается краткая история псалмов. Это
введение отражает уровень экзегетич. знаний в ср.-век. Византии (в частн., все
150 псалмов — даже те, что не носят имя Давида, — Е. приписывает ему). Мнения
древних толкователей Е. приводит, как правило, не называя их. Вообще его личный
вклад в экзегетику, по оценке А. П. Лебедева, был невелик. Более самостоятельным
представляется его комментарий к НЗ. Он пытался решить нек-рые экзегетич. трудности,
напр.: было ли три помазания Христа миром или два? Где произошло отречение Петра:
в доме Анны или Каиафы? Почему Господь сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин 14:28)?
Во всех этих случаях Е. прибегает к собств. умозаключениям. В отличие от свт.
*Иоанна Златоуста Е. насчитывает 2 помазания; вопрос о Петре решает гипотезой,
что Каиафа и Анна жили в одном доме, а слова Спасителя в Ин 14 объясняет тем,
что Он вынужден был учитывать степень понимания своих слов учениками. Иногда Е.
использовал в толковании Евангелий *аллегорический метод. В целом «объяснения
его кратки и сжаты; попытки примирить разногласия евангелистов часто очень удачны»
(С. В. Троицкий). Апокалипсис Е. не включил в свой комментарий, сомневаясь, по-видимому,
в его подлинности (он говорит о нем как о «так называемом Откровении»).
u M i g n e. PG, t.128-31. Отдельно изданы коммент. Е. на все Послания ап.
Павла, обнаруженные в кон. 19 в.: Commentarius in XIV Epistolas St. Pauli et VII
Catholicas, Ed. Nicephorus Calogeras, t.1-2, Athenis, 1887; в рус. пер.: Толковая
Псалтирь, К., 1883; Толковое Ев. от Матфея, К., 1886; Толковое Ев. от Иоанна,
К., 1887; Толкование пастырских посланий ап. Павла, Тула, 1894; Толкование Послания
ап. Павла к Евреям, Тула, 1897.
l Л е б е д е в А.П., Историч. очерки состояния Византийско-Вост. Церкви от
кон. XI до пол. XV в., Собр. церк.-историч. соч., М., 19022, т.7; ПБЭ, т.5, с.262-64.
|