ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ
См. Библия в живописи.
(Duccio di Buoninsegna) (ок. 1260 Сиена 1318-1319 там же) итальянский художник
Проблема раинего творчества. Первый документ в котором упоминается имя Дуччо датирован
1278; в нем сообщается об украшении 12 шкафов. В следующем году он получил плату
за работу над "Биккерной". Однако эти документы ничего не говорят о
образовании художника доказавшего вскоре свое мастерство получив заказ на "Маэсту"
("Мадонна Ручеллаи") для ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции. Ученый
язык этого произведения в малой степени связанный со старой сиенской культурой
византийского толка положил начало совершенно новой традиции во флорентийской
живописи где до сих пор господствуещее положение занимало искусство Чимабуэ. Таким
образом эта взаимосвязь Дуччо и Чимабуэ отмеченная современными исследователями
позволяет предположить что становление
Дуччо происходило в рамках архаичной сиенской традиции XIII в. Прежде чем высказать
допустимую гипотезу о покрытом тайной раннем творчестве Дуччо некоторые авторы
отметили в его живописи достаточно нестабильное равновесие разных тенденций: строгих
византийских канонов в трактовке дальнего плана влияние подчеркнутой выразительности
и восточной техники К.оппо ди Марковальдо (в Сиене в 1261) наконец отражение искусства
Чимабуэ предшествующее фрескам базилики в Ассизи. Дуччо были даже приписаны некоторые
произведения ("Распятие" Флоренция Палаццо Веккио). Связь молодого Дуччо
с Чимабуэ подтверждает кроме того тот факт что он вероятно под руководством Чимабуэ
работал над сценами из Ветхого завета в верхней церкви в Ассизи. Лучше всего это
подтверждают сохранившаяся часть "Распятия" и одна из фигур ангелов
в трансепте (Лонги); эта концепция кажется наиболее правдоподобной и по хронологии
если допустить что произведения о которых идет речь исполнены Дуччо до 1285 когда
была создана "Мадонна Ручеллаи".
Ей предшествует "Мадонна с младенцем" (Сиена музей собора) образ
полный патетики и большого благородства; здесь влияние Чимабуэ характерное для
раннего периода творчества Дуччо сочетается с пережитками византийской классицизирующей
традиции. "Мадонна Ручеллаи". Эти пережитки гораздо меньше заметны в
знаменитой "Маэсте" ("Мадонне Ручеллаи") исполненной Дуччо
в 1285 (Флоренция Уффици). Старые схемы интерпретируются здесь с некоей внешней
вибрирующей концентрацией и передают новую элегантную готическую чувственность.
Пластическая сила Чимабуэ приобретает здесь легкость характерную для резьбы по
слоновой кости; она смягчена ярким колоритом более правдоподобна и однако несет
на себе сильный отпечаток классической античности. "Мадонну Ручеллаи"
отличает таким образом торжество классицизирующей концепции готического обновления
тосканской живописи. Эхо передовых французских течений а так же флорентийский
язык созданный Джотто и основанный на рациональной конструкции пространства и
объема будут интепретированы Дуччо и его учениками с элегантностью форм антикизирующей
ценностью тонов и гармонией линий и ритмов. Позже будет отмечено что эта стилистическая
зрелость Дуччо окажет обратное влияние на самого Чимабуэ. Доказательством этому
служат и различные мнения относительно атрибуции некоторых произведений которые
приписываются то Дуччо то Чимабуэ ("Мадонна с младенцем" Кастельфьорентино;
"Бичевание Христа" Нью-Йорк собрание Фрик; "Маэста" Болонья
ц. Серви). От "Мадонны Ручеллаи" к "Маэсте" (1285-1308). Вскоре
после этого Дуччо создал несколько значительных произведений небольшая "Маэста"
(Берн Художественный музей) миниатюрная "Мадонна францисканцев" (Сиена
Нац. пинакотека) и рисунок для витража в хоре сиенского собора Сиены документально
датированный 1288. Однако относительно ряда других произведений приписываемых
художнику мнения исследователей расходятся ("Мадонна на троне" Турин
гал. Сабауда; небольшой триптих Мадонна с младенцем на троне и частично утраченные
"Сцены из жизни Христа и св. Франциска" Кембридж Массачусетс Художественный
музей Фогт; "Распятие" замок Браччано; Мадонна с младенцем Сиена Буонконвенто;
"Мадонна с младенцем" № 583 Сиена Нац. пинакотека). Вместе с тем ученые
пришли к единодушному мнению о некоторых произведениях которые предопределили
расцвет творчества Дуччо связанный с большой "Маэстой" написанной для
главного алтаря собора в Сиене. За несколько лет до нее художник исполнил такие
композиции как "Мадонна с младенцем" (Брюссель собрание Стокле) триптих
"Мадонна с двумя святыми" (Лондон Нац. гал.) и "Мадонна с младенцем"
(Перуджа Нац. гал.). Большую роль здесь играли помощники Дуччо что особенно заметно
в полиптихе № 28 (Сиена Нац. пинакотека) а также в триптихе с изображением "Распятия"
на центральном панно (Бостон Музей изящных искусств и Лондон Бэкингемский дворец).
Маэста (1308-1311). Известно что в 1302 Дуччо исполнил "Маэсту" для
капеллы Палаццо Публике в Сиене (не сохранилось). Черты этого произведения должны
были перейти и в многочисленные работы на этот же сюжет созданные в кругу Дуччо.
"Маэста" из сиенского собора (Сиена музей собора) на исполнение которой
9 октября 1308 был заключен контракт напротив сохранилась почти нетронутой в своем
первоначальном виде. 9 июня 1311 "Маэста" была торжественно перенесена
в собор из мастерской художника. Первоначально она была двусторонней и состояла
из пределлы и завершения. В 1506 ее сняли с главного алтаря церкви а позже две
ее стороны были разделены; в результате несколько панно пределлы и завершения
находятся сегодня в разных частных собраниях и музеях (Лондон Нац. гал.: Нью-Йорк
собрание Фрик; Вашингтон Нац. гал.; Форт-Ворт Техас музей; Лугано собрание ТиссенБорнемиса).
Снова возвращаясь к старым источникам своего вдохновения Дуччо изобразил на лицевой
стороне святых и ангелов которые окружают Мадонну
с младенцем а на оборотной стороне сцены "Страстей Христовых". В этих
сценах Дуччо использовал достижения современной ему флорентийской живописи в трактовке
пространства в чем выразился интерес художника к творчеству Джотто. Однако сам
дух его живописи изменился не столь сильно он колеблется между ностальгией по
придворной и духовной культуре и вкусом к оживленному и драматичному повествованию
присущему готическому языку. Позднее творчество. Единственное произведение сохранившееся
от позднего творчества Дуччо (который умер в 1318 или 1319) это полиптих "Мадонна
со святыми" (Сиена Нац. пинакотека № 47) в котором фигура Мадонны очень проста
и монументальна. Это произведение демонстрирует живой ум мастера по отношению
к новой культуре которая обогнав его тем не менее воздавала ему должное. Ученики
Дуччо. С 1290 Дуччо которого по праву можно назвать подлинным основателем сиенской
школы оказал глубокое влияние на многих художников. которые учились в его мастерской
иногда помогая ему в его работах. Среди наиболее близких и наиболее одаренных
его учеников можно назвать Мастера из Бадии а Изола деятельность которого проходила
в с начале 1300-х. Мастера из Читта ди Кастелло а потом Уголино и Сенья (сыновья
которого Николло и Франческо распространяли манеру Дуччо в конце века) а также
автор замечательной "Маэсты" из Масса Мариттима. И даже такие мастера
как Симоне Мартини ("Маэста" Сиена Палаццо Публике) и Пьетро Лоренцетти
("Маэста" Кортона) также во многом обязаны Дуччо.
|