Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Карло Кривелли

(Crivelli, Carlo)

См. 15 век. Евангелие в живописи.

Брокгауз: Строгость и сухость аскетических лиц; отдельные аксессуары иногда сделаны рельефно из позолоченного гипса (ключ св. Петра, украшения на одеждах святых).

Писал только темперой, хотя масло становилось всё популярнее, и лишь на дереве, хотя позднее и перенесли некоторые работы на холст. Вегетерианец. Декоративность, золото - консервативный стиль, возможно, навязанный патронами. Было много эпигонов - "кривеллески". Crivelleschi. Представитель скорее интернациональной готики.

Вазари его не упоминает - стал не популярен. Стал популярен у прерафаэлитов.

Ок. 1430, Венеция — ок. 1495, Асколи Пичено. Итальянский живописец, сын художника Якопо Кривелли. В 1457 приговорен венецианским судом к шести месяцам тюрьмы за похищение жены моряка. Видимо, в конце 1450-х навсегда покинул Венецию. В нач. 1460-х, после возвращения в Италию, поселился в области Марки.

Основную часть творческого наследия Кривелли составляют многостворчатые алтари, написанные для церквей небольших городов области Марки и частично находящиеся на первоначальном месте (1468, Масса Фермата, церковь Сан Сильвестро; ок. 1473, Асколи Пичено, Пинакотека; 1473, Асколи Пичено, собор; 1476, Лондон, Нац. галерея; 1481, Ватикан, Пинакотека); разрозненные части еще нескольких алтарей хранятся в музеях Европы и США. Наследие Кривелли включает также большое число станковых работ, в том числе серию полуфигур Мадонна с Младенцем (Верона, Музей Кастельвеккио; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Бергамо, галерея Академии Каррара; Лондон, Музей Виктории и Альберта; Анкона, Пинакотека).

Творчество Кривелли не вмещается в рамки какой-либо определенной художественной школы Италии XV в. Подписывавший свои картины "Карло Кривелли, венецианец", он лишь в молодости был связан с венецианской школой, испытав влияние А. Виварини и отчасти Я. Беллини. Традиции Виварини во многом определили характер многочисленных алтарных полиптихов Кривелли, его любовь к сиянию золота, великолепию парчовых тканей, обилию декоративных деталей; венецианскую основу имеет и колорит Кривелли, изысканная красота сочетания розово-красных, белых, темно-синих красок, объединенных патиной золотистого тона. Не менее значительным для творческого формирования Кривелли было знакомство с ранними работами Мантеньи, у которого он воспринял ряд декоративных мотивов (тяжелые фруктовые гирлянды, антикизированный орнамент), жесткость моделировки форм, как бы изваянных из какого-то прочного материала, преувеличенную резкость ракурсов, мимики, жеста. Но основой творческой манеры Кривелли, ставящей его на особое место среди художников его поколения, является сознательная, несколько стилизованная архаизация, позволяющая ему соединять в единое целое драгоценную отделанность форм, нарядность и мягкость красок, несколько манерную прелесть и хрупкость персонажей, их изысканный аристократизм с преувеличенной патетикой драматических сцен, застывшими в гримасе лицами мучеников, резкой утрированностью жестов, угловатостью линий. В поздних работах Кривелли (Мадонна со свечой, ок. 1490, Милан, галерея Брера; Непорочное зачатие, 1492, Лондон, Нац. галерея) доминирует утонченное декоративное начало.

Влияние Карло Кривелли испытали его брат Витторе Кривелли и художник П. Алеманья.

Лит.: Zampetti P. Carlo Crivelli. Milano, 1961.

И. Смирнова

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова