Геннадий Новгородский
Его послания. "Геннадиевская" Библия.
Из Брокгауза:
Геннадий Гонозов (Гонзов) - Геннадий (Гонозов или Гонзов) - новгородский архиепископ в 1484 - 1504 годы, первый видный противник ереси так называемых жидовствующих. Положение его в Новгороде было очень трудным: он был вторым лицом, занявшим кафедру по назначению из Москвы. Сразу заявив себя усердным слугой Москвы, Геннадий настойчиво принялся за проведение в новгородской епархии политических и церковных стремлений центрального правительства. Он встретил упорную оппозицию со стороны местного духовенства, которому московское владычество причинило материальный ущерб конфискацией части церковных и монастырских земель и богатой Софийской казны. Геннадий действовал медленно и осторожно, но последовательно. Он добился того, что местное духовенство привыкло к почитанию московских святителей и угодников и ввело в ежедневные богослужения молитвословия за государя. В одном из первых своих посланий Геннадий высказал программу отношений духовенства к правительственной власти: духовенство должно исполнять приказы этой власти, ибо московские государи ""послушание уставляют паче многих добродетелей""; но в то же время великие государи должны признать руководственную роль духовенства и подчиниться ему - точка зрения, всецело воспринятая и развитая иосифлянским духовенством. В духе этой программы Геннадий начал и борьбу с ересью, о существовании которой узнал не ранее 1487 г. Эта борьба велась не на почве догматических и богословских споров и обличений, а средствами административных кар. Геннадий считал прямо вредными богословские прения с еретиками и в послании к собору епископов выражал мысль, что собора о вере допускать не следует, так как ""люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить"". Собор на еретиков нужен лишь для того, ""чтобы их казнити, жечи и вешати"". Геннадий пробовал даже устроить, увлекаясь примером ""шпанского"" короля, примерное аутодафе: когда собор 1490 г. приговорил некоторых еретиков к заточению и отправил их в Новгород, то Геннадий распорядился встретить их за городом, нарядить в берестяные шлемы с надписью: ""се сатанино воинство"", посадить на лошадей лицом к хвосту и в таком виде водить по улицам, а затем зажечь их шлемы. Энергические меры против еретиков, рекомендованные Геннадием, не осуществились, так как еретики нашли поддержку в Москве и спокойно там проживали. С этого времени в борьбе с ересью Геннадий заслоняется фигурой Иосифа Волоцкого . Последней важной мерой противодействия ереси со стороны Геннадия было собрание всех книг Священного Писания и составление пасхалии. Он заботился и о распространении образования среди духовенства. Так как в этой среде не только не было достаточно подготовленных лиц, но даже было мало грамотных, Геннадий ходатайствовал перед митрополитом Симоном об учреждении училищ. В 1503 г. он был вызван на собор в Москву, где обсуждался и решен в утвердительном смысле вопрос о невзимании поборов при поставлении на церковно-иерархические должности. Несмотря на это, Геннадий, по свидетельству летописи, начал брать мзду с священников за поставленье больше прежнего, за что в 1504 г. великий князь и митрополит свели его с кафедры. В июне того же года он подал митрополиту отреченную грамоту и, поселившись в Чудове монастыре, вскоре скончался. Несколько грамот Геннадия изданы в ""Пам. кан. кр."", ""Акт. Ист."" том I, и у И. Хрущова: ""О сочинении Иосифа Санина"". - См. Никитский , ""Очерк внутренней истории церкви в В. Новгороде"" (Санкт-Петербург, 1879); Градницкий, ""Геннадий, архиепископ новгородский"" (""Православное обозрение"", 1878, сентябрь и 1880, август); Е. Голубинский , ""История русской церкви"", том II (Москва, 1900), 563 - 574; 605 - 607. М. Д. |