Cимеон Суздальский
Сказание о составлении осьмаго собора.
Повесть священноинока Симеона Суждалца, како римский папа Евгений составлял осмый собор со своими единомысленники // Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Приложения. С. 102-114.
Слово избрано от святых писаний, еже на латыню, и сказание о составлении осмаго сбора латыньскаго, и о извержении Сидора прелестнаго, и о поставлении в Рустей земли митрополитов, о сих же похвала благоверному великому князю Василью Васильевичю всея Руси // Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI - XV в.). М., 1875. С. 360-395.
О Сидоре митрополите, как прииде из Цареграда на Москву со осмаго сбора в лето 6945 // Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Приложения. С. 115-127.
.Исидоров собор и хождение его // Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Приложения. С. 89-101.
Исхождение Авраамия Суждальского на осмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945 // Прокофьев Н. И. Русские хождения XII - XV вв. // Литература древней Руси и XVIII в. М., 1970 (Учен. зап. 363). С. 254-264.
Заметка о Риме // ПЛДР: XIV - середина XV века. (Подготовка текста, перевод и комментарии Н. А. Казаковой). С. 494-495.
Хождение во Флоренцию // Памятники литературы Древней Руси (далее: ПЛДР): XIV - середина XV века. М., 1981. (Подготовка текста, перевод и комментарии Н. А. Казаковой). С. 468-493.
Симеон - иеромонах суздальский, писатель; сопровождал на Флорентийский собор епископа суздальского Авраамия , по поручению которого должен был описывать то, что происходило на соборе. Будучи противником унии, С. навлек на себя гнев митрополита Исидора , бежал в Новгород, куда прибыл в 1440 году. Литовский выходец, князь Юрий Семенович, чтобы угодить Исидору, заманил С. в Смоленск и выдал митрополиту. Привезенный в Москву С. был освобожден после осуждения Исидора. Повесть С. о соборе имеет две редакции: 1) Исидоров собор и хождение его (по рукописи спб. духовной академии, софийского собрания, № 1464 и 1465, московского Румянцевского музея и московского архива министерства иностранных дел) и 2) "Повесть священноинока Симеона суждальца, како римский папа Евгений составлял осмый собор со своими единомышленники" (рукопись СПб. духовной академии, софийского собрания, № 1245). Обе редакции изданы профессором В. Малининым . Сходные в изложении истории собора редакции различаются существенно в начале и в конце: во второй редакции в введении нет речи ни о бегстве автора из Венеции, ни о пребывании его в Новгороде. Дальнейшей обработкой "Повести" является обширное и витиеватое "Слово избрано от святых писаний, еже на латыню, и сказание о составлении осмого собора латыньского, и о извержении Сидора прелестного, и о поставлении в русской земли митрополитов, о сих же похвала благоверному великому князю Василию Васильевичу всея Руси". Это "Слово", изданное профессором А.Н. Поповым и представляющее историю флорентийской унии и ее последствий для России, было, по мнению профессора Павлова , составлено Пахомием Логофетом , по мнению Делекторского - Симеоном. Последним сочинением С. Делекторский признает "Путешествие Симеона Суздальского в Италию", изданное Сахаровым в II томе "Сказаний русского народа" по двум спискам XVII века. Это "Путешествие" представляет свод сведений, извлеченных из "Повести", "Слова" и "Путника", составленного неизвестным суздальцем (издан. в VI томе "Древней Российской Вивлиофики"). См. Попов "Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений" (М., 1876); Павлов "Критические опыты по истории древней греко-русской полемики против латинян" (СПб., 1878); Делекторский "Флорентийская уния и вопрос о соединении церквей в древней Руси" ("Странник", 1893, сентябрь - ноябрь); его же "Критико-библиографический обзор древнерусских сказаний о флорентийской унии" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1895, июль); В. Малинин "Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания" (Киев, 1901).
|