Якопо Тинторетто
См. Библия в живописи.
Тинторетто
(Tintoretto; собств. Робусти, Robusti), Якопо (29.9.1518, Венеция, — 31.5.1594,
там же), итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио
Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело,
Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539 работал самостоятельно. В совершенстве
владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты,
разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя»,
конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий
намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы
картина «Чудо св. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне
сложившимся мастером. В 50—60-х гг. 16 в. окончательно складывается индивидуальный
стиль Т. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на
события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Т. любит
асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину, использует мощные
световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений
Т., всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость
[«Введение Марии во храм», около 1555, церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция;
«Спасение Арсинои», Картинная галерея, Дрезден; 3 картины на темы легенды о св.
Марке, 1562—64, Галерея Академии, Венеция и Галерея Брера, Милан (см. илл.)].
Главная его работа — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565—88), в
которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое
внимание он уделял здесь изображению народа («Поклонение пастухов», «Крещение»
и др.), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру,
выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений («Бегство
в Египет» и др.). Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. («Битва
при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми
эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592—94). Особняком
в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца
дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Т. писал также портреты,
лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта.
Проникнутое бунтарским духом творчество Т. ярко отражало идейные, в частности
религиозные, брожения 2-й половины 16 в. и отвечало запросам демократических масс)
до которых докатились отголоски Реформации. Т. немало заимствовал из искусства
маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции),
но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками
барокко его связывают живописный пафос и «бесконечность» пространственных построений.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его
творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего
Возрождения.
Лит.: Виппер Б. Р., Тинторетто, М., 1948; Tietze Н., Tintoretto, L., 1948;
Newton Е., Tintoretto, L., [1952].
В. Н. Лазарев.
|