ЯН МОСТАРТ
Ср. Библия в живописи.
МОСТАРТ
Ян Mostaert Jan (ок. 1475 Харлем - 1555/1556 там же) нидерландский худож- ник
Долгое время Мостарт был известен под именем Мастера из Ультремона исполнившего
триптих "Снятие с креста" (Брюссель Кор. музей изящных искусств). В
документах он впервые упоминается в Харлеме в 1498, а согласно Карелю ван Мандеру
он был учеником Якоба Янса ван Харлема малоизвестного художника который возможно
мог быть Мастером Брауншвейгского диптиха. В документах 1507 он впервые назван
деканом гильдии живописцев Харлема (эту должность он занимал до 1543). В 1519-1529
Мостарт был придворным художником регентши Маргариты Австрийской при дворе в Мехелене.
Харлемские архивы говорят о том что он почти не покидал своего родного города.
Его творчество достаточно ровное как и его стиль - одновременно сдержанный и утонченный.
Он был мастером религиозных композиций иногда писал пейзажи и часто - портреты.
Среди лучших портретов следует назвать портрет Йоста ван Бронкхорста (Париж Пти
Пале) мужские портреты из музеев Берлина Копенгагена Брюсселя портрет "Молодого
человека" (1520-1525 Ливерпуль Художественная гал. Уокера). Все эти произведения
замечательны своей строгостью тонким и сдержанным колоритом; особо нужно отметить
шелковисто-серый цвет перчаток в духе Гертгена тот Синт-Янса и Харлемской школы
пейзажа а lа Патинир с маленькими подвижными фигурками характерными для Мостарта.
Самой оригинальной
работой художника является странный "Пейзаж Вест-Индии" (1542 Харлем
музей Франца Халса) - одно из первых чудесных воспоминаний о Новом Свете поэтичных
и свежих в своей наивной и неточной интерпретации Востока. Влияние Патинира очевидно
также в Пейзаже со св. Христофором (Антверпен музей Майер ван ден Берг) созданном
Мостартом в конце жизни. В религиозных картинах мастера ярко проявляются хотя
и в смягченном виде уроки Гертгена тот Синт-Янса ("Голова Иоанна Крестителя"
Амстердам Гос. музей; "Поклонение волхвов" там же; великолепная серия
"Христос-страстотерпец" Лондон Нац. гал.; Верона Кастель Веккио; Москва
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; "Древо Иессеево" Амстердам
Гос. музей). Однако главным произведением Мостарта на основе которого ему были
приписаны и другие работы является триптих из Ультремона с изображением Снятия
с креста на центральной створке созданный по заказу Албрехта ван Адрихема из Харлема
(Брюссель Кор. музей изящных искусств). Столь же очаровательны и триптихи "Св.
Семейство" (Рим Палаццо ди Венеция) и "Страшный суд" (ок. 1515
Бонн музей). Творчество придворного художника Яна Мостарта пленяет своей элегантностью
роскошью и мечтательной поэзией несмотря на скрытый консерватизм и кажущееся однообразие.
http://art.khakasia.ru/ME/146.shtml - 2002 г.
Федоров Г.А. "Се человек" Яна Мостарта. В кн.: Этюды о картинах.
М.: Искусство, 1986. С. 55-85.
Картина Яна Мостарта "Се человек" была в церкви Богоматери всех скорбящих
на Ордынке. О ней писали в очерке о храме: "Редко не видно толпы народа перед
картиною, изображающей Спасителя перед судом Пилата ... какая необыкновенная живость!
Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя" (Храм Богоматери
всех скорбящих радости, что на Ордынке, в Москве. М., 1862. С. 10-11). Тогда автором
картины считался Дюрер. Пилат изобажен испанцем (испанцы - враги голландцев, а
Мостарт был голландцем). Потом картина попала в музей на Волхонке. Лица и руки
на картине словно сплетены в две гирлянды, верхнюю и нижнюю, сходящиеся справа.
Пожертвована картина была купцом Алексеем Алексеевичем Куманиным, который и построил
Преображенскую церковь (Скорбященская она по приделу). Отец Достоевского был домашним
врачом Куманиных, в куманинском доме на Ордынке жила его тетка по матери до 1828
г. В "Идиоте" образ Парфенова и весь любовный треугольник опираются
на скандал в семье Константина Куманина в 1867 г. (дело князя С.Вадбольского).
Настасья Филипповна Рогожина - супруга управляющего московской конторы Госбанка,
директором которой был К.А.Куманин. Может быть, именно картину Мостарта описывает
Мышкин: "лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и
глаз снизу" (глаз у Мостарта действительно удивителен - справа у лика Христа
выглядывает один-единственный глаз).
В Цветаевский картина попала в составе собрания Щукина (http://www.codart.nl/c2/c2_1999_03_congress_text_senenko.html).
|