Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

МИКЕЛАНДЖЕЛО (Michelangelo) БУОНАРРОТИ

Cм. 16 век - Евангелие в живописи.

Микеланджело. Даниэле да Волтерра.

О нем:

Вазари.

Локтев В.И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля). М.: Архитектура-С, 2004. 496 с.

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

МИКЕЛАНДЖЕЛО (Michelangelo) БУОНАРРОТИ (1475-1564), итал. скульптор, живописец и архитектор. Род. в Риме в знатной семье. Работал гл. обр. в Риме по заказам семьи Медичи и папы Юлия II. В творчестве М. отразились трагические противоречия эпохи Ренессанса. С одной стороны, художник разделял гуманистич. веру в человека, в силу его плоти и духа, а с другой, отчетливо сознавал могущество мирового зла. Христианство для М. было неотделимо от полноты человеческого совершенства. Оно освящало просветленную скорбь и жертвенность («Пиета»), гражданское мужество («Давид») и справедливость («Моисей»). Но в то же время путь к идеалу виделся М. как непрестанная битва со злом, находящимся вне и внутри человека. Эта мысль запечатлена в грандиозной росписи плафона и алтарной стены Сикстинской капеллы. Центральные композиции плафона написаны на сюжеты Кн. Бытия, причем первая сцена, к-рую видел входящий, изображала опьянение Ноя. От этой картины человеческого падения художник вел зрителя к вершине — образу Творца, созидающего мир. Сам Творец изображен как воплощение физической и духовной мощи. Властной рукой Он отделяет свет от тьмы, выводит на небосклон светила, создает из праха Адама. Вдоль этой композиции помещены изображения библ. пророков с подчеркнуто индивидуальными характерами. Между ними — сивиллы, пророчицы внебиблейского мира. В углах расположены сцены, напоминающие о мужестве героев Библии и о спасении ветхозав. Церкви (Давид и Голиаф, Иудифь, Есфирь, Моисей, воздвигающий медного змея). Связь двух Заветов подчеркнута изображениями земных предков Христа. Триумфу Бога над злом посвящена фреска «Страшный Суд», где Христос, подобный громовержцу, выносит силам тьмы последний приговор. Тот же дух борьбы и победы пронизывает фрески «Обращение Савла» и «Распятие ап.Петра» (Капелла Паолина). На закате жизни М. в его произведениях появились новые ноты. Два варианта «Положения во гроб» (Флорентийский собор) и «Пиета Ронданини» проникнуты тихой скорбью и глубоким раздумьем.

l Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников, сост. В.Н.Гращенков, М., 1983 (в книге приведена обширная рус. и иностр. библиогр.).

 

Микель Анджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла.

Тондо Дони. Святое семейство. Микеланджело.

Микеланджело. Христа несут в гробницу.

Распятие. Микеланджело.

Распятие. Микельанджело

Микеланджело. Снятие с креста.


"Чудо техники" - в смысле оттенков. Имитация поверхности мрамора. Предчувствие маньеризма: барельеф центральных фигур, остальные придавлены. Символика неясна. Вазари в 1568 г. назвал эту картину "Сон" (Il Sogno). Современных объяснений не сохранилось. Самое раннее -- 1642 г., Иероним Тетий (у Панофского) - неоплатоническая интерпретация. Мужчина -- человеческий ум, который пробуждается от сна - а вокруг видения - кстати, семь смертных грехов (точнее, изображены шесть).

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова