Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ

Анонимный текст, источник: http://www.trifon.an.ru/trifon.html, 1.2001

Преподобный Трифон родился в Новгородской области около 1485 года. С детства у него проявилось стремление к уединению и молитве. Забавы сверстников не привлекали его, их интересы были чужды ему. Не было в суетных развлечениях Того, к Кому хотела прилепиться его душа. Он искал Бога, Его любви.

Отрок Митрофан (мирское имя преподобного Трифона) часто посещал церковные богослужения, услаждаясь молитвой и Богообщением. И вот как-то, во время безмолвной молитвы, он вдруг услышал чудесный голос: "Иди в землю необетованную и не путную, в землю жаждущую, в которой не обитал еще человек, ибо милуя, вспомнил Я людей Моих, и любовь обручения Моего не утратится".

Убоявшись, юноша воскликнул: "Кто еси. Господи?" - и получил ответ: "Я Иисус, которого ты ищешь в сей пустыне". Тогда Митрофан взмолился: "Владыко, Господи, невежа я и малокнижен!" И снова услышал, как некогда пророк Иеремия: "Не дерзай ничего глаголать вопреки, ибо куда ни пошлю тебя, пойдешь, и что ни повелю тебе, исполнишь; не бойся, ибо Я с тобою".

Послушав повеление Божие, Митрофан, ведомый Господом, покинул родные места и направил стопы в полунощную землю - на Кольский полуостров, к реке Печенге, где жили язычники - лопари.

Лопари жили рассеянно по лесам и болотам. Поклонялись же они духам злобы, т. е. бесам и даже гадам и ночным нетопырям, занимались ворожбой и колдовством. Русские в начале XVI века бывали здесь гостями - приходили на рыбный или звериный промысел. И им, конечно, было не до просвещения диких лопарей светом Православия.

Первые отношения с лопарями Митрофан завязал под видом торговых дел. Потом заговорил с ними об их богах и о единой спасительной вере. Наконец, открыто проповедуя Христа, стал он с любовью упрекать их в произвольной слепоте и омрачении, постепенно научая Божественным догмам и преданиям.

Невежественный народ нелегко постигал духовную грамоту. Кебупы же, или кудесники, разъярились, как звери, с воплем терзая его и возбуждая соплеменников идти на чужестранца с оружием и дрекольями, как некогда иудеи на Христа. Но Господь, обещавший всегда пребывать со Своим избранником, избавлял его от напастей смертных и многократно чудным образом спасал, помогая укрываться в горах и расселинах или делая его незаметным толпе, объятой злобой.

При виде ангельского лица, смягчались жестокие сердца лопарей. Мало-помалу сеялось Божественное семя, и раздраженные приобретали мирное расположение, не видя за Митрофаном никакой вины.

Так, не будучи иереем, ни даже иноком, он огласил многих евангельским словом, не дерзая еще приступить к Святому Крещению.

Чтобы испросить благословенную грамоту на построение храма, Митрофан отправился к архиепископу Макарию в Новгород. Оттуда привел с собой плотников, которые ради Господа решились идти в далекую страну. Вместе с ними трудился неутомимый подвижник, таская на плечах бревна за три версты. Возведенный храм три года стоял без освящения, так как из Новгорода не присылали иерея. Тогда Митрофан нашел в Коле иеромонаха Илию, который освятил храм во имя Святой Живоначальной Троицы, крестил оглашенных, а самого проповедника постриг в монахи с именем Трифон. Произошло это 1 февраля 1533 года. Близко к тому времени Преподобному Господь послал помощника, двадцать лет разделявшего с ним подвиги в "прегорчайшей пустыне". Это был иеродиакон Феодорит, родом из Ростова. Пятнадцать лет подвизался он в Соловецком монастыре, где приходилось ему общаться с лопарями, и он научился их языку.

Окрестив лопарей, Трифон помышлял и об устроении обители, которая бы стала центром распространения Евангелия. Но не было братии в месте безлюдном. Лопари же, наученные живому благочестию, до того полюбили Святую Веру, что отдавали в пользу обители деньги, земли, угодья, озера.

Преподобный пустынник не ослабевал в посте и молитве и, как Адам, получил власть над зверями. Так, он властно изгнал вторгшегося однажды в келлию медведя. Позже, когда монастырь устроился, около него паслись пугливые олени, не тревожимые дикими зверями, внимавшими запрету Преподобного.

Жизнь святого подвижника привлекла к нему людей того же духовного устроения. Так образовалась обитель. Трифон, не приняв звания игумена, предоставил его брату Гурию, сам же остался отцом, насадителем и попечителем своей обители.

В 1556 году вместе с Феодоритом поехал он, милостыни ради, в царствующий град Москву. За день до их прихода в столицу произошло чудесное видение царю Иоанну IV Грозному: когда царь шествовал в сопровождении бояр в Успенский собор к литургии, предстали ему святолепные иноки. На вопрос самодержца, кто они и откуда, иноки назвались. А на следующий день Трифон и Феодорит подали свои челобитные, когда царь шел в храм с сыном Феодором. Узнав их. Государь взял прошения. Феодор Иоаннович, отойдя в особый придел, переоделся и послал свои верхние одежды блаженному Трифону, чтобы "перестроить" их на церковные, при этом сказал, что хочет предварить Государеву милостыню.

Царь, дивясь о "потаенных рабах Божиих", щедро пожаловал обители Трифоновой церковную утварь и колокола. С богатыми дарами принес Трифон в монастырь и грамоту на овладение окрестными землями и водами.

По чувству глубокого смирения Трифон упросил царя грамоту дать на имя игумена Гурия, всячески умаляя свои великие труды по устроению им монастыря.

Вот текст Жалованной грамоты Иоанна IV от 1 ноября 1556 года: (книга Н.Королькова "Сказание о преподобном Трифоне", с. 11-12). "По умолению детей своих, царевичей Иоанна и Феодора, пожаловали мы, царского нашего богомольца, от Студеного моря-океана, с Мурманского рубежа. Пресвятые и Живоначальные Троицы Печенгского монастыря игумена Гурия с братию, - или кто в том монастыре игумен, или братия будет, вместо руги и вместо молебных и панихидных денег, для их скудости, на пропитание, в вотчину: морскими губами Матоцкою, Илицкою и Урскою, и Печенгскою, и Позренскою, и Навденскою губами в море, всякими рыбными ловлями и морским выметом, коли из моря выкинет кита, или моржа, или иного какого зверя, и морским берегом, и его островами, и реками, и малыми ручейками, верховьями и топями, и горными местами, и пожнями, лесами и лесистыми озерами, и звериными ловлями, и лопарями, которые лопари наши данные в той Матоцкой и Печенгской губах, ныне суть и впредь будут, со всеми угодьями луговыми и нашими, царя и великого князя денежными оброками и со всеми доходами и волостными кормами, чтобы тем им питаться и монастырь строить; а нашим боярам Новгородским и Двинским и Устькольские волости приказным, и всяким Приморским людям, и корельским детям, и лопарям и никому иному... в ту вотчину не вступаться".

На собранные в Москве пожертвования преподобный Трифон построил в устье реки Паз для чад своих церковь во имя первых русских святых - страстотерпцев князей Бориса и Глеба.

С 1557 года северный край испытывал сильный продолжительный голод. Несколько лет мороз побивал посевы. В ту пору Трифон был питателем собранной им и отечески любимой обители. С несколькими монахами обходил он пределы Новгорода, испрашивая у боголюбивых людей подаяния и посылая все в монастырь. Так путешествовал он восемь лет, в пути исцелял недуги телесные и душевные во славу Христа. Минуло время, и игумен с братией встретили его с благодарностью.

По-прежнему наставлял Преподобный богоугодному житию своим примером. Раз, купив в Коле ручные каменные жернова, положил он их себе на плечи, чтобы нести в монастырь. Ученики умоляли отдать им ношу, но старец сказал: "Братия, тяжелое бремя лежит на потомках Адама с рождения и до самой смерти. Лучше я повешу камень себе на шею, чем соблазню вас праздностью", и 158 верст от Колы до обители нес жернова на себе, почти не вкушая пищи.

Такими подвигами Преподобный достиг великой духовной крепости. Подобно многим русским святым, радея о горнем восхождении, блаженный Трифон благодатно преуспевал и в земных трудах.

На северо-западе России его помнили и чтили не только как просветителя лопарей. Он содействовал в крае этом рыбному промыслу и начал строительство больших кораблей. В последние годы жизни Трифон уединялся и молился в храме Успения Божией Матери. Здесь он завещал похоронить себя.

Прощаясь с игуменом Гурием и братией, он, прозревая будущее, утешал ее напутственным словом и плакал: "На сию святую обитель будет искушение, и от острия меча примут мучение многие. Но не ослабевайте, братия моя, упованием на Бога, не оставит Он жезла грешных на жребии своем, ибо силен, и паки обновит обитель свою".

Преподобный предал святую душу свою Господу, будучи 98 лет от роду, 15 декабря 1583 года. Его тело погребли у храма Успения Пресвятой Богородицы (ныне поселок Луостари), где он завещал.

Преподобный был богатырского сложения, крепок, но несколько сгорблен, с длинною седою бородой - таким он предстоит на уцелевшей древней иконе и в видениях.

Первое явление преподобного Трифона было самому благочестивому царю Феодору Иоанновичу при осаде Нарвы, в феврале 1590 года. Немцы на рассвете направили пушки свои на шатер, где спал царь. Некий старец в иноческой одежде предупредил его об опасности:

- Встань, государь, выйди из шатра, иначе будешь убит.
- Кто ты такой?
- Я тот Трифон, которому ты подал свою одежду, чтобы твоя милостыня опередила другие. Господь Бог мой послал меня к тебе.

Царь только вышел из шатра, как ядро ударило прямо в царскую постель.

Неоднократно подданные шведского короля пытались завоевать Русский Север, грабя и убивая мирных людей. В 1590 году за неделю до праздника Рождества Христова они сожгли храм Успения, где под спудом почивали мощи святого; здесь замучили инока Иону. В самый праздник, во время литургии, ворвались грабители в монастырь и зверски умертвили иноков и послушников, Гурия же с келарем терзали, допытываясь, где казна.

Злодеи, разграбив монастырь, предали все огню. Мученическую смерть приняли 51 инок и 65 послушников и работников. В свою землю разорители не вернулись, сгинув в пути. Иноки, бывшие в отсутствии, увидев гибель монастыря, с горьким плачем собрали рассеченные останки и с честью погребли их.

Узнав об этой трагедии, царь Феодор велел для безопасности перенести обитель в Кольский острог, к храму Благовещения Богородицы. Когда же город и монастырь сгорели в 1619 году, царь Михаил Феодорович велел построить новую обитель за рекой Колой, и она долгое время процветала (упразднена в конце XVIII в.).

Мощи преподобного Трифона остались под спудом на месте погребения, на Печенгском лопарском погосте, в церкви, возобновленной в честь Сретения Господня, приписанной к Кольскому собору, хотя и отстоящему от нее за полтораста верст.

Первые попытки восстановить Трифонов-Печенгский монастырь сделали в 1827 и 1860 годах соловецкие монахи, но неуспешно.

Священный Синод 12 марта 1886 года принял решение о восстановлении Трифоновской обители. Соловецкий монастырь был обязан обеспечить финансовую поддержку. Постепенно Трифонов-Печенгский монастырь окреп духовно и развился экономически. Произошло это под руководством настоятеля иеромонаха Ионафана.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова