Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ЭЛЬ ГРЕКО


О нем:

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня - См. отдельно работы Эль Греко на евангельские сюжеты.

ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco),  собств. Т е о т о к о п у л и,  Доменико (1541-1614), исп. живописец. Род. на о. Крите в греч. семье. Первые уроки живописи брал у местных иконописцев. Однако творчество его сформировалось в художеств. атмосфере зап. школ. Ок. 1560 он поселился в Венеции, затем работал в Риме. К этому периоду жизни Э.Г. относятся полотна «Изгнание торгующих из Храма» и «Исцеление слепого», написанные под сильным влиянием итал.  мастеров. В 1577 художник приехал в Испанию, с к-рой окончательно связал свою судьбу и в к-рой гений его достиг высочайшего расцвета. Э.Г. писал преимущ. для храмов и м-рей, хотя его своеобразная трактовка свящ. сюжетов нередко вызывала конфликты с заказчиками. Э.Г. жил и умер в Толедо.

Библ. тематика занимает большое место в художеств. наследии Э.Г. В отличие от произведений мн. мастеров Ренессанса, его картинам на темы свящ. истории чужд «светский дух», упоение плотью, ориентация на античные образцы. Полотна Э.Г. отразили эпоху, когда на фоне войн, переворотов и усобиц ренессансный «титанизм» поблек и сменился поиском новых, мистических путей.  Утонченные, одухотворенные, порой тревожные лица, хрупкие, странно вытянутые фигуры, подобные призракам, — таковы библ. персонажи у Э.Г. От его сложных композиций веет тайной, экстатическим воодушевлением; они полны напряженной динамики; словно веяние нездешнего ветра пробегает по одеждам, лицам, небу, где несутся разорванные грозные тучи. Вера мастера в духовное обновление Церкви выразилась в серии «Изгнание торгующих из Храма» (тема, к к-рой Э.Г. неоднократно возвращался). Одна из его последних работ посвящена Апокалипсису («Снятие пятой печати», 1608-14). В ней кризис и отчаяние человечества побеждается надеждой на спасение. Художник изобразил мучеников, к-рые взывают к Божьей Правде,  ожидая победы над силами зла. Среди библ. картин, написанных Э.Г., наиболее известны: «Эспольо», или «Снятие одежд с Христа», изображающая момент перед Распятием (1577-79), «Распятие» (1580-85),  «Христос, несущий крест» (1590),  «Поклонение пастухов» (1605),  «Моление о чаше» (ок. 1605), «Сошествие Св. Духа», «Пир у Симона-фарисея», «Встреча Марии и Елизаветы» (все три написаны oк. 1610-14). Э.Г. также принадлежит серия изображений Христа, св. Семейства, апостолов. Творчество Э.Г. долгое время встречало непонимание, но в 19-20 вв. оно было вновь «открыто» и вызвало огромный интерес во всем мире.

l В а л л а н т е н  А., Э.Г. (Доменико Теотокопули), М., 1962; К а м п ш и  А., Греко, 1547-1615, Будапешт, 1962; К а п т е р е в а  Т., Э.Г., М., l965 (с краткой библиогр.);  W e t h e y  H.E.,  El Greco and His School, Princeton, 1962.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова