Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Жак Белланж

Ок. 1575 - 1616

См. Евангелие в живописи.

Работал при лотарингском дворе, осталось всего 47 гравюр и пара картин.

(фр. Jacques Bellange; около 1575 — 1616) — французский художник, гравёр.

Работал придворным художником в начале XVII века в Нанси, резиденции лотарингских герцогов. Вместе с Жаком Калло являлся представителем позднего маньеризма. Большинство произведений Белланжа не дошло до наших дней. В 1619 году упоминается его вдова.

Griffiths, Antony & Hartley, Craig, Jacques Bellange, c. 1575-1616, Printmaker of Lorraine, British Museum Press, 1997

В 17 веке подлинную революцию во взглядах совершили научные открытия в области астрономии. Гелиоцентрическая концепция и теория множественности миров была сформулирована Н. Коперником и развита Дж. Бруно и Г. Галилеем. Политическое, социальное, научное сознание человека разрушило мировосприятие человека эпохи Возрождения, основанного на представлении о гармонии мира природы и человека, и вместе с тем заставили обратить его взгляд на всю сложность и изменчивость окружающего мира.

В творчестве Белланжа и Калло можно найти много общего. Они оба учились у Клода Генрие, приехавшего из Парижа в Нанси в начале 17 века, унаследовавшего приемы и навыки школы Фонтенбло. В своем искусстве они выразили новое миропонимание, характерное уже для 17 столетия. Жак Белланж и Жак Калло впервые в своих офортах открыли новые принципы изобразительности, отразившие новое мироощущение своих современников. Калло и Белланж обращаются к «живописной» технике офорта, возможности которой еще до них использовал итальянский художник-маньерист Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино.

Художники-маньеристы отказались от традиционной замкнутости линий, подменяя их динамичным, легким, прерывистым штрихом. В их офортах с изображением различных сцен, ситуаций, поз, движений, со свободной импровизацией линейных ритмов, смелых контрастов света и тени видимый мир предстает во всей своей изменчивости, а образ человека — в его становлении. Знакомство с искусством итальянских мастеров Пармиджанино, В. Салимбени, А. Темпесты и Дж. Париджи сыграло большую роль в формировании стиля французских граверов начала 17 века.

Жак Белланж работал в Нанси между 1602 и 1617 годами. К офорту художник обратился довольно поздно, около 1613 года. Наследие его невелико: он выполнил всего лишь сорок шесть листов, но каждый из них отличается высокими художественными качествами, выразительностью форм и образов. Белланж обращается к религиозным многофигурным композициям, создавая напряженные и драматические сцены. Пространственные графические построения мастера всегда необычны и полны фантастики.

В офортах Белланжа «Поклонение волхвов» и «Св. семейство с ангелами и св. Екатериной» мир словно утратил свою устойчивость. Динамика линейных ритмов передает свободную игру складок одежд, неустойчивость поз и усложненность движений фигур. Линия у Белланжа теряет свой пластический изобразительный характер, приобретая подчас самодовлеющую каллиграфическую выразительность. Контрасты темных штрихов и белого поля листа усиливают эмоциональную напряженность происходящего.

В офорте «Три Марии» художник наделяет женские образы хрупкой одухотворенностью и грацией. Пропорции фигур удлиненные, с маленькой головой, узкими руками, с длинными нервными пальцами. Струящиеся линии веерообразно спадающих складок плащей делают женские фигуры похожими на фантастические цветы, утонченные и грациозные. Офорты Жака Белланжа отличаются виртуозной уверенностью почерка, красотой цветового звучания, линейных ритмов, рассыпающихся прихотливым изящным узором на белом поле листа. Искусство Белланжа восхищало его современников, ему подражали, его работы копировали.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова