Авраамий Палицын
См. 17 век.
Его Сказание.
Авраамий в миру Аверкий Иванович Палицын ( † 13 сентября 1625 Соловецкий монастырь) — келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками.
Родился в селе Протасьеве близ Ростова. Родом из старинной служилой дворянской семьи. Состоя в царской службе дворянином, он подвёргся при царе Фёдоре Ивановиче (в 1588 г.) опале, сослан в Соловецкий монастырь, где пострижен в монахи. с 1608 — келарь Троице-Сергиевой лавры (в Сергиевом Посаде), в дни осады которой поляками был в Москве. В 1610 член посольства к польскому королю Сигизмунду III, от которого получил с помощью богатых даров подтверждение прав монастыря. В 1612 (в числе других руководителей монастыря) активно содействовал победе ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского.
Участник выборного Земского собора 1613, руководил в 1618 обороной монастыря от польских войск. Ввиду неприязни патриарха Филарета, возвратившегося в Россию из Польши, А. П. в 1619 был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер. Его «Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным» было издано в первый раз в Москве в 1784 (in 4? л.) и является одним из важнейших исторических и литературных источников о Смутном времени, а также примечательным памятником русской историографии.
Сочинение А. П. «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584—1618, насыщено фактическим материалом; создано около 1620. В него вошли ранее написанные сочинения А. П., а также 6 глав, созданные, возможно, архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием около 1610-11 (по мнению П. Г. Васенко, около 1612-13) и отредактированные А. П. Сведения, которые приводит А. П. в своём произведении, позволяют увидеть социальные причины событий, происходивших в начале 17 в. (см. Крестьянская война начала 17 в.; Польская и шведская интервенция начала 17 в.); его сочинение пронизано теорией божественного происхождения самодержавия и возвеличивания рода Романовых, идеей незыблемости феодального строя. Важной темой сочинения была идея патриотической борьбы против иностранных интервентов. В «Сказании» А. П. выступает как писатель, мастерски владеющий образной литературной речью. В 17-19 вв. оно пользовалось популярностью. Текст Палицына не чужд художественных задач. В нём есть образцы ритмизованной рифмованной прозы, близко подходящие к акцентному стиху и предвосхищающие поэтику барокко. |