Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

КОРНЕЛИУС ВАН ХАРЛЕМ

1562, Харлем 1838, тут же. Ср. Библия в живописи.

"Крещение Христа" без даты. CORNELIS VAN HAARLEM, также Cornelis Cornelisz. Нидерландский маньерист, один из лидеров. Основал Гарлемскую академию, где учили рисовать обнаженную натуру. КОРНЕЛИС ВАН ХАРЛЕМ прозвище Корнелиса Корнелиса Comelisi van Haarlem Comelis Comelisz dit (1562 Харлем 1638 там же) нидерландский художник Наряду с ван Мандером и Хендриком Голциусом Корнелис ван Харлем является одним из самых ярких представителей харлемского маньеризма. Сын Корнелиса Томаса он учился у Питера Артсена в Харлеме в 1573; в 1579 он совершил путешествие во Францию где как и Эйтевал испытал влияние школы Фонтенбло. Некоторое время он учился в мастерской Гиллиса Куанье в Антверпене. В 1583 он живет в Харлеме в момент расцвета маньеризма инициатором которого был Спрангер. Около 1585 он создает свои первые произведения; этим временем датируется картина "Милосердие" (Валансьенн музей) которой восхищался ван Мандер и в которой заметно влияние школы Фонтенбло. Одним или двумя годами позже в его творчестве начинается собственно маньеристический период ("Сусанна и старцы" Нюрнберг музей) по своему напряжению и поискам поз модели превосходящий Спрангера. В 1588 Корнелис пишет "Крещение Христа" (Париж Лувр) а в 1589 "Семейство Ноя" (Кемпер музей) этот поразительный этюд обнаженных напыщенных фигур словно пародирует великую античную пластику в особенности Аполлона Бельведерского. Картина "Избиение младенцев" (1591 Харлем музей Франса Халса) яростная и утрированная вызывает подлинный визуальный шок. В 1593 создана композиция "Свадьба Фетиды и Пелея" (Харлем там же) которая отдает дань уважения Спрангеру, но также восходит к обнаженным Абрахама Блумарта. К этому времени маньеристический стиль Корнелиса начинает тяготеть к более гармоничному академизму; так в картине "Крещение Христа" (1593 Утрехт музей) формальное спокойствие и венецианская цветовая гамма вызывают в памяти например творчество Дирка Барендса. Этот облегченный маньеризм можно найти и в композициях "Адам и Ева" и особенно Вирсавия (1594 Амстердам Гос. музей) одном из главных произведений художника. В 1596 была создана любопытная картина "Кухонный натюрморт" (Линц частное собрание); эта редкая для Корнелиса работа близка искусству Артсена. В том же году он пишет картину "Сад любви" (Берлин замок Грюневальд) чувственную но идеализированную композицию ставшую точкой отсчета для Э. ван де Велде и харлемских и амстердамских художников "галантного жанра" (Дирк Хале Бёйтевех). После 1600 Корнелис обращается к жанровым мифологическим и библейским сценам наполненным мужскими и женскими фигурами с круглыми и плоскими лицами с волнообразными кривыми носами расположенными на темном фоне или в пейзаже ("Венера и Адонис" 1614 Кан Музей изящных искусств; "Грешники перед потопом" 1615 Тулуза музей). Он также продолжал писать религиозные ("Христос и его дети" 1633 Харлем музей Франса Халса) и мифологические картины ("Церера" Бахус Венера и Амур 1624 Лилль Музей изящных искусств).

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова