ИСААК НЬЮТОН
анализ Лупандина, 1997;
Гайденко; статья Менцина
о нем во главе Монетного двора. Анализ его религ. взглядов Вавилов.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
НЬЮТОН (Newton) Исаак (1642-1727), англ. ученый, основатель классич.
физики. Параллельно с научными трудами занимался вопросами библеистики.
Н. рассматривал Свящ. Писание не как источник естественно-научных
сведений, а как Слово Божье. Общий принцип закономерности, царящий
во Вселенной, был для Н. свидетельством о Божественном Разуме, но
сами эти принципы он изучал чисто рациональными средствами (см.
ст. Наука и Библия). Взгляд ученого на взаимоотношение Библии и
естествознания не был сформулирован отдельно, но явствует из его
работы «Замечания на Книгу прор. Даниила и Апокалипсис св. Иоанна»
(издана посмертно в 1773, в рус. пер.: Пг., 1915). В этой книге
Н. толковал описание природных явлений в Библии как символы, обозначающие
историч. события, вероучительные истины и т.д. Так, в небесных светилах
он видел указания на царей, в свете — символ истины и т.д. Н. выдвинул
и ряд собств. исагогич. соображений. Напр., наличие *Пятикнижия
у самарян он считал доказательством его существования до разделения
царств в 10 в. до н.э., а генеалогию царей Эдома (Быт 36:31 сл.)
— доказательством того, что в нынешнем виде *Закон не существовал
раньше времен Саула. По его мнению, псалмы Давида и других псалмопевцев
были собраны воедино лишь Ездрой. В историч. символике и *аллегориях
Библии Н. усматривал пророчества о событиях Средневековья и Нового
времени.
u Математические начала натуральной философии, пер. с лат., кн.1-3,
Пг., 1915-16.
l К у з н е ц о в Б.Г., Н., М., 1982 (там же указана
библиогр.); Л у р ь е С.Я., Н. — историк древности, в кн.:
Исаак Н., М.-Л., 1943; Совр. историко-научное исследование (Н.),
М., 1984; С о к о л о в В.В., Европ. философия XV-XVII вв.,
М., 1984.
|