РЕМБРАНДТ
Его гравюры из жизни Христа - картины
маслом.
Cр. Библия в живописи.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
РЕМБРАНДТ
(Rembrandt), собств. в а н Р е й н, Харменс
Рембрандт (1606-69), голл. живописец и график, значит. часть творчества
к-рого была посвящена библ. тематике. Род. в Лейдене, в семье владельца
мельницы. Учился в местном ун-те, а также у лейденских и амстердамских
художников. В 1631 открыл в Амстердаме собственную мастерскую, процветанию
к-рой немало помогла женитьба Р. на богатой аристократке Саскии
(1634). После ее внезапной смерти (1642), художника стали преследовать
житейские невзгоды. Умер он разоренным, в одиночестве и нищете.
В одной из первых работ Р. на сюжет Библии
("Самсон и Далилa", 1628) еще только предчувствуются те черты, к-рые отличали
впоследствии его гений. Но они проявились достаточно определенно в др. работах
раннего периода его творчества, когда были написаны "Иуда возвращает сребреники"
(1629), "Христос в Эммаусе" (1630), "Апостол Павел в темнице" (1630), "Сретение"
(1631), цикл о Самсоне (1630-е гг.), "Снятие с креста" (1633), "Жертвоприношение
Авраама" (1635), "Притча о виноградарях" (1637), "Ангел и Товия" (1637), "Жертвоприношение
Маноя" (1641) и др. Важнейший живописный прием Р. перекликается с евангельскими
словами: "Свет во тьме светит" (Ин 1:5). Тихое сияние и блики теплого света
окружены на его полотнах густым сумраком. Свет вырывает из него лица, фигуры,
одеяния. Будучи протестантом, Р. не создавал картин для церквей, и в его композициях
не было храмовой торжественности. Свои типажи художник нередко находил в евр.
квартале Амстердама.
После смерти жены, пройдя через тяжкие испытания, Р. окончательно обрел свой
творческий путь и стал подлинным "библейским художником". Исследователи неоднократно
пытались установить связь его трактовок с различ. протестантскими
течениями и даже с католичеством. Однако эти попытки признаны теперь неосновательными.
Р. мало читал; лучше всего он знал Библию. В его картинах на сюжеты Писания
житейский реализм, почти обыденность, сочетается с ощущением близости тайны
Бога. По выражению бельг. поэта Э. Верхарна, Р. был "воплотителем сверхъестественного",
к-рое представлялось реальной силой, входящей в повседневную жизнь людей. К
позднему периоду его творчества относятся такие работы, как "Ионафан" (1642),
"Святое семейство" (1646), "Сусанна и старцы" (1647), "Христос исцеляет
больных" (1642-46), "Проповедь Христа" (1650-е гг.), "Слепой Товий" (офорт,
1651), "Три креста" (офорт, 1653), "Отречение Петра" (1660), "Ассур, Аман и
Есфирь" (1660), "Давид перед Саулом" (1665) и мн. др. Признанной вершиной творчества
Р. на библ. темы считается "Христос в Эммаусе" (1648) и предсмертное полотно
"Возвращение блудного сына". Разнообразие и число его картин и офортов столь
велико, что можно было бы издать Библию, иллюстрированную одними его произведениями.
l В е р х а р н Э., Р., Пг., [1917]; Г а м а н Р., Р.: Гравюры,
М., 1924; И з р а э л ь с И., Р., СПб., 1910; Н е в е ж и
н а В.М., Р., Л., 1935; Р о в и н с к и й Д.А., Полное
собрание гравюр Р. со всеми разницами в отпечатках, СПб., 1890,
т.1-4; Р о м а н о в Н.И., Р., М., 1904; Р о т е н б е р г
Е.И., Р. Гарменс ван Рейн, М., 1956; Ф е х н е р Е.Ю., Р.,
Произведения живописи в музеях СССР, М.-Л., 1964; Ш м и т т
Г., Р., пер. с англ., М., 19712; V i s s е г’t Н о о f t W.A.,
Rembrandt and the Gospel, N.Y., [1960]; проч. иностр. библиогр.
см. в указ. выше работах.
В интернете русский сайт: http://rang.narod.ru/rembrandt/index.htm,
2002.
|