Якоб Йорданс
Cр. Библия в живописи.
Rooses, Max. Jacob Jordaens. His Life and Work. London: J.M.Dent; New York: E.P.Dutton, 1908. 420 pgs.
ЙОРДАНС,
ЯКОБ (Jordaens, Jacob) (1593–1678), фламандский живописец эпохи барокко. Родился
в Антверпене 19 мая 1593. В возрасте 14 лет стал учеником Адама ван Норта, у которого
учился и Питер Пауль Рубенс. Начал свой творческий путь с создания изображений
апостолов, работая в мастерской, организованной молодым художником Антонисом ван
Дейком. В 1621 был избран деканом гильдии живописцев Антверпена.
Йорданс прожил небогатую событиями, спокойную жизнь бюргера и неутомимого труженика.
Рубенс пригласил его исполнить ряд декоративных работ, в том числе – украсить
несколько триумфальных арок (1635) и написать картины для замка Ла Торре де ла
Парада близ Мадрида (1637).
Йорданс был хорошим декоратором. Он создавал эскизы шпалер; четыре исполненных
им картона принадлежат коллекции Лувра. Йорданс написал огромные декоративные
полотна для дворца Хейс-тен-босх в Гааге (1651 и 1652), а также три больших композиции
для амстердамской ратуши (1661). На протяжении всей своей долгой жизни он не прекращал
работать для церквей и по частным заказам. Знаменитый холст Иисус среди книжников
(1663, Майнц, Картинная галерея) свидетельствует о большой внутренней силе его
живописи. Умер Йорданс 18 октября 1678.
Наряду
с Рубенсом и ван Дейком Йорданс является одним из крупнейших мастеров барокко
фламандской школы. В отличие от знаменитых современников, он часто обращался к
мотивам городской жизни, а в религиозные и мифологические сцены вводил элементы
повседневности.
Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб
Йорданс (1593—1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Якоб Йорданс делит с
Антонисом ван Дейком славу наследника Питера Пауэла Рубенса. И ван Дейк, и Йорданс
испытали влияние его многогранного творчества. Однако и утонченному ван Дейку,
и простодушному, грубоватому Йордансу одинаково не хватало здоровой умеренности
Рубенса. В творчестве Йорданса почвенное начало фламандского искусства выражено
с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой. Даже религиозные и мифологические
сюжеты трактуются им в жанровом плане, его персонажи, наделенные физическим и
нравственным здоровьем, как правило, написаны с натуры. В искусстве Йорданса праздничная
зрелищность сочетается с оттенком прозаической обстоятельности.
Якоб Йорданс, сын торговца холстом из Анверпена, в 1607 г. поступил в ученики
к местному художнику. В 1615 г. он был аттестован гильдией Святого Луки как художник-декоратор,
но в дальнейшем посвятил себя живописи.
Йорданс не пожелал закончить своё образование в Италии. Будучи протестантом,
он каждое воскресенье ходил слушать проповеди в ближайший голландский форт. Художник
познакомился с северо-нидерландской жанровой живописью и проникся обаянием её
стиля.
В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от наивной веры в чудеса.
В крестьянской хижине на скромной трапезе присутствует козлоногий сатир («Сатир
в гостях у крестьянина», около 1620 г.). Почтенный бюргер, отец семейства может
стать королем на время праздника, если найдет в своем куске пирога запеченный
боб. Йорданс написал ряд картин на тему этого нидерланского обычая: «Бобовый король»
(около 1638 г.), «Король пьет» (около 1656 г.) и др.
Любопытная сторона творчества Йорданса – его портреты. Обычно он писал семейные
пары. На холсте, запечатлевшем чету Сурпелен (конец 20-ч гг. XVII в.), величественная
осанка мужчины не может ввести в заблуждение зрителей. Глава этого семейства,
конечно, дородная матрона, покойно, но не особенно изысканно расположившаяся в
кресле. Рядом устроился на жердочке попугай – неизменный в подобных портретах
персонаж, символизирующей бюргерское тщеславие.
Но есть у Йорданса и более одухотворённые образы. Около 1643 г. художник написал
поразительную картину «Диоген». Большое полотно изображает торжище (рынок). На
первом плане громоздятся овощи, живность. Между горами снеди – почти неотличимые
от товара лоснящиеся лица торговцев. И среди этого изобилия – сутулая, изможденная
фигура старика. От движется прямо на зрителя из глубины картины, разрезая композицию
надвое, как корабль, рассекающий волны. Безумный мудрец ищет того, кто достоин
имени Человека.
Выполняя в 1630-х гг. в Антверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а
затем после смерти Рубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс
переживает творческий перелом. Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические
циклы и росписи, в том числе заказы, исходившие от королевских дворов Европы (Голландии,
Англии, Швеции), большие, исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер,
посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные
при активном участии мастерской, все это постепенно привело к утрате Йордансом
творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Одна из
самых помпезных работ такого рода цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53
по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск («Домик
в лесу») исполнен Йорданс совместно с Г. ван Тульденом. |