ОДЕССКИЕ АРХИПАСТЫРИ
МИТРОПОЛИТ ГАВРИИЛ (БАНУЛЕСКО-БОДОНИ),
ПЕРВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ
Чтец Александр Стойчев,
воспитанник 4-го курса ОДС
Одесса дважды входила в состав епархий, которыми управлял митрополит Гавриил
(Банулеско-Бодони): в первый раз, когда он занимал Екатеринославскую кафедру (1793-1799 гг.),
и во второй, когда он возглавлял Кишиневскую митрополию. Именно владыка Гавриил
отслужил водосвятный молебен при основании нашего города и заложил первые храмы.
Поэтому его по праву можно считать первым архипастырем города. В XIX в. в день
города служилась панихида об основателях и из архиереев первым поминался Высокопреосвященнейший
Гавриил.
Румын по национальности, митрополит Гавриил служил на территории Российской Империи.
Тот факт, что иностранец занимал русскую кафедру, не должен удивлять. Российская
Империя помогала единоверцам, находившимся под властью турок. Многие болгары,
сербы, румыны (1) получали образование в русских духовных школах, нередко оставались
при них преподавателями, а иногда назначались на русские кафедры. В XVIII в. таких
примеров было немало. Вспомним, например, архиепископа Евгения (Булгариса), архиепископа
Никифора (Феотоки).
Родился владыка Гавриил в 1746 г. в городе Быстрице, в Трансильвании (в то время
находившейся в составе Австро-Венгерской империи) от молдавского дворянина Григория
Банулеско-Бодони и его второй жены Анастасии. Род Банулеско из Молдавии переселился
в Трансильванию. Во святом Крещении новорожденного назвали, как и отца, Григорием.
Родился митрополит Гавриил в тяжелое время для своего народа, находившегося в
вассальной зависимости от Турции. После того, как молдавские и валашские князья
поддержали Петра I во время прутского похода 1711 г., окончившегося неудачно,
турецкое правительство отдало эти княжества на откуп фанариотам (2) . Историк,
оценивая время правления фанариотов, пишет: "Из всех несчастий, испытанных
Молдавией и Валахией со времени их основания, ни одно не было для них так гибельно,
как назначение в эти страны князей-фанариотов"(3) . Почти все государственные
и церковные должности занимали греки. Национальная культура была в упадке; ненависть
между единоверцами, греками и румынами, дошла до того, что последние помогли туркам
подавить Морейское восстание 1821 г.(4)
Первоначальное образование Григорий Банулеско получил в училище родного города,
а в возрасте девяти лет на средства своего дяди-священника был отправлен в седмиградскую
школу, по окончании которой посетил Будапешт, намереваясь продолжить там обучение.
Не удовлетворившись тамошним образованием, в 1771 г. он поступает в Киевскую Академию,
в которой проучился два года. После Киева он отправляется в Грецию для изучения
греческого языка, знание которого было необходимым условием для занятия какой-либо
должности в Молдавии и Валахии. В Греции Григорий обучался в двух школах: в Смирнской
и Ватопедской (т. н. Афонская Академия). Вернувшись из Греции в 1776 г., Григорий
преподавал в училище города Насауда, но через год он уезжает в Молдавию. Причиной
отъезда послужило, вероятно, недоброжелательное отношение к румынам на территории
Австро-Венгрии. В Яссах он знакомится с митрополитом Гавриилом Калимахом, ставшим
его другом и покровителем. В течение двух лет Григорий преподавал латинский язык
в Ясском училище. В 1779 г. при помощи своего покровителя отправляется на о. Патмос
продолжить обучение, но сначала Григорий едет в Константинополь с рекомендательным
письмом к патриарху Софронию и там принимает постриг в Свято-Успенском монастыре
с именем Гавриил, вероятно, в честь своего покровителя митрополита Гавриила. Проучившись
в Патмосской школе почти три года, монах Гавриил вынужден был уехать из-за начавшейся
на острове эпидемии. Вернувшись в Яссы, Гавриил занял место преподавателя греческого
языка в уже знакомом ему училище, которое, кстати сказать, пользовалось недоброй
славой. Еще до приезда Гавриила произошел скандал, получивший широкую огласку:
учитель французского языка организовал масонскую ложу, в которую входили многие
ясские дворяне. О существовании масонов узнало правительство, началось расследование,
учитель-француз бежал, и хотя организация перестала существовать, однако недоверие
к училищу осталось (5) . Биограф митрополита Гавриила Авксентий Стадницкий (6)
именно в этом "недоверии, вредно отражавшемся на ходе учебного дела",
видит причину, побудившую Гавриила оставить училище(7) . Вскоре после назначения
в училище монах Гавриил был рукоположен во диакона, а 1 сентября 1781 г. - во
священника. В 1782 г. иеромонах Гавриил принял приглашение архиепископа Славянского
Никифора (Феотоки) приехать в Полтаву и занять место преподавателя греческого
языка в местной семинарии. В Полтаве Гавриила назначили также преподавателем философии,
но уже через год он подает прошение об уходе по причине болезни. Получив увольнительную,
Гавриил возвращается в Яссы, где вскоре его возводят в архимандриты. В 1886 г.
скончался благодетель архимандрита Гавриила митрополит Гавриил Калимах. Освободившуюся
митрополию занял епископ Романский Леон, а Романскую кафедру должен был занять
архимандрит Гавриил, но на кафедру назначили грека-игумена Антония. Кандидатуру
Гавриила отвергли, "потому что в России недавно был"(8) . Вероятно,
иерархи-фанариоты в угоду турецкому правительству не хиротонисали прорусски настроенного
Гавриила.
Архимандрит Гавриил решает вернуться в Полтаву. На обратном пути он заезжает в
гости к епископу Глушскому Иакову и остается у него на год. В 1787 г. началась
очередная русско-турецкая война. После начала военных действий молдавский князь
Александр Маврокардато II переселился с семьей в Полтаву, вслед за ним последовали
некоторые молдавские дворяне, и вместе с ними архимандрит Гавриил. В Полтаве он
становится домашним учителем княжеских детей. Князь знакомит Гавриила с архиепископом
Полтавским Амвросием (Серебренниковым), который помог ему получить место преподавателя
греческого языка в Екатеринославской семинарии. Немного спустя архимандрита Гавриила
назначили ректором этой семинарии. Однако вскоре он отказывается от преподавания
греческого, рекомендуя на освободившееся место своего ученика В. Мартынова, который
в своих воспоминаниях характеризует ректора Гавриила как "человека крутого
нрава"(9) . Во время русско-турецкой войны главнокомандующий русскими войсками
князь Потемкин предложил поставить на время военных действий во главе духовного
правления в Молдавии русского архиерея. Святейший Синод одобрил этот проект и
назначил в Молдавию архиепископа Амвросия (Серебренникова). Направляясь в место
назначения, владыка Амвросий взял с собой архимандрита Гавриила, который мог быть
полезным в сношениях с местным духовенством и населением. В это время умирает
митрополит Молдавский Леон; на его место избирают архимандрита Гавриила. Русское
правительство утвердило избрание, однако отложило хиротонию. Управлять митрополией
продолжал архиепископ Амвросий, а Гавриил назначен был первым членом Ясской консистории.
Через три года, 21 декабря 1791 г. архимандрита Гавриила хиротонисали во епископа
Бендерского и Аккерманского. Профессор К. Ербичину пишет: "Епископы Аккерманские
имеют преимущество пред всеми молдавскими епископами при избрании на митрополию.
Таким образом, предварительным назначением архимандрита Гавриила на епископию
Аккерманскую имелось в виду канонически оправдать и согласовать с обычаями страны
предполагавшееся вслед за этим назначение Гавриила Митрополитом Молдавским"(10)
.
Через три дня после хиротонии был подписан Ясский мирный договор, по которому
Молдавия и Валахия оставались под протекторатом Турции, а Молдавская митрополия
- в юрисдикции Константинопольского патриарха. Естественно, архиепископ Амвросий
не мог больше управлять митрополией - ее занял епископ Гавриил, но на кафедре
он оставался недолго. Из-за того, что Гавриил был возведен в митрополиты русскими,
хотя уже был подписан ясский договор, патриарх Прокопий объявил его лишенным кафедры.
К тому же турецкому султану не нравилась прорусская настроенность молдавского
митрополита. Вечером 29 июня 1792 г. по распоряжению молдавского господаря А.
Мурузи владыка Гавриил был арестован в своей резиденции. При аресте митрополит
заявил, что его задержание незаконно, т. к. он является русским подданным. Под
конвоем его отправили в Константинополь, а на кафедру избрали епископа Иакова
(Стамати). Узнав об аресте, русский посол в Турции граф Кочубей немедленно потребовал
освобождения Высокопреосвященнейшего. Турецкое правительство вынуждено было уступить.
После освобождения митрополиту Гавриилу из Петербурга прислали белый клобук. Около
года владыка находился на вынужденном покое, проживая в это время в посольском
доме. 13 октября 1792 г. скончался архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебренников).
На освободившуюся кафедру Святейший Синод назначил митрополита Гавриила. Шесть
лет (1793-1799 гг.) владыка возглавлял Екатеринославскую (11) епархию. Именно
этот период в биографии митрополита представляется наиболее интересным для истории
нашего города.
Выше уже было сказано, что Одесса была в ведении Екатеринославского архиерея и
что владыка Гавриил отслужил водосвятный молебен при основании нового города.
Что же касается вопроса о заложении первых храмов, то мнения историков города
различны. А. Скальковский считает, что храмы были заложены 22 августа 1794 г.12
, но уже в юбилейном сборнике, посвященном 100-летию города, говорится, что первые
храмы - святителя Николая и святой великомученицы Екатерины - были заложены только
через год после основания города, до этого же службы совершались в полковой церкви
(13) . Также с именем митрополита Гавриила связано основание Одесского Свято-Успенского
мужского монастыря, но это произошло, когда владыка занимал Кишиневскую кафедру.
В 1798 г. скончался Киевский митрополит Иерофей. На освободившуюся древнюю кафедру
назначили митрополита Гавриила. Немного спустя, он становится членом Святейшего
Синода. Мнения о том, когда именно владыка Гавриил вошел в состав Синода, различны.
Уже упоминавшийся А. Стадницкий пишет: "В начале царствования Александра
Благоговейного, именным указом на имя Святейшего Синода от 7 апреля 1801 г. митрополит
Гавриил назначен был членом Святейшего Синода и пожалован орденом святого апостола
Андрея Первозванного" (14) . А И. Смолич, характеризуя время правления императора
Павла, пишет: "Ему [императору Павлу - А. С.] нравилось, назначив епископа
членом Синода, не допускать его фактически до участия в работе последнего, как
он, например, поступил с митрополитом Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони)"(15)
. Как видно из приведенного текста, митрополит Гавриил был членом Святейшего Синода
уже при императоре Павле. Митрополит Сергий (Петров) также датой назначения владыки
членом Синода считает 1800 г., т. е. время правления императора Павла (16) . Вероятнее
предположить, что митрополит Гавриил стал членом Синода не при Александре I, а
при его отце, императоре Павле. Хотя митрополиты Киевские постоянными членами
Синода становятся после 1819 г., маловероятно, чтобы такой заслуженный архиерей,
как митрополит Гавриил, занимал 2 года столь значительную кафедру и не был включен
в состав Святейшего Синода. Всего 4 года митрополит Гавриил занимал Киевскую кафедру.
21 августа 1809 г. он подал в Святейший Синод прошение об освобождении его от
управления епархией. Святейший Синод просьбу удовлетворил и отправил владыку на
покой с дозволением, по его просьбе, жить в городе Одессе. В Одессе митрополит
приобрел домик на том месте, где впоследствии будет архиерейский дом (17). Через
год владыка переселился в Дубоссары.
В 1806 г. началась очередная русско-турецкая война. Русские войска заняли Молдавию.
Молдавский господарь Мурузи бежал в Стамбул, а митрополит Вениамин (Костоки) пожелал
отправиться на покой. На освободившуюся кафедру Святейший Синод назначил митрополита
Гавриила, проживающего на покое в Дубоссарах. Заняв кафедру, владыка первым делом
начал объезд митрополии. То, что он увидел, его неприятно поразило: большое количество
духовенства не закреплено ни за каким приходом (следствие симонии), малограмотность
клира, на одном приходе были обнаружены истлевшие Святые Дары (!), некоторые епископы
не бывали в своих епархиях месяцами. Так, например, епископ Римницкий Нектарий
проживал в Бухаресте, а епархией по его благословению управляли благочинные. Начались
преобразования. Сначала митрополит Гавриил решил реорганизовать в Свято-Преображенском
Сокольском монастыре семинарию. На должность ректора пригласили Одесского клирика
протоиерея Петра Куницкого, друга Высокопреосвященнейшего Гавриила.
Реформы, проведенные митрополитом, поддерживались многими, но были и противники.
Митрополит Валахийский Досифей, находившийся в административном подчинении митрополита
Гавриила, игнорировал распоряжения последнего. Кончилось тем, что митрополит Гавриил
написал Святейшему Синоду прошение об увольнении митрополита Досифея от управления
епархией. Прошение удовлетворили. Далее владыка решил прекратить произвол, творящийся
в т. н. преклонных монастырях, игуменами которых чаще всего были фанариоты. Преклонные
монастыри находились в подчинении некоторых обителей на Востоке. Все дары, приношения,
жертвуемые в преклонный монастырь, шли не на благоустройство обители, а на Восток.
Таким образом, многие монастыри пришли в упадок. Митрополит Гавриил добился, чтобы
преклонные монастыри находились в ведении епархиального архиерея.
К сожалению, благие реформы митрополита вскоре были прерваны: в 1812 г. был подписан
мирный договор с Турцией, по которому часть Молдавии оставалась в Османской империи,
а Бесарабия присоединялась к России. Из вновь присоединенных земель была образована
новая епархия с кафедрой в г. Кишиневе. В состав Кишиневской епархии вошли также
Тирасполь, Очаков и Одесса.
Митрополиту, участвовавшему в основании Одессы, суждено было основать в городе
и первый монастырь. Еще будучи на покое в Одессе, владыка познакомился с помещиком
А. Теутулом, который в 1813 г. передал свои земли Кишиневской епархии. Причина,
побудившая его сделать это, известна. Решено было на подаренных землях строить
митрополичье подворье, "ибо епархиальный архиерей Кишиневский должен иметь
подворье при таком городе как Одесса" (18) . Начавшееся строительство в 1820
г. из-за финансовых затруднений было приостановлено, и в этом же году было решено
строить вместо подворья монастырь, но возглавить строительство суждено было уже
преемнику владыки, епископу Димитрию (Сулиме).
Также святитель открыл Кишиневскую семинарию. Заслуживает внимания тот факт, что
митрополит Гавриил добился от властей отмены ярмарок в воскресные и праздничные
дни.
Как раз в это время действовало Библейское общество. Член общества знаменитый
князь Голицын просил митрополита способствовать изданию молдавской Библии. Изданные
в Петербурге листы присылались по почте владыке, он их проверял и вносил, если
была необходимость, коррективы, потом отсылал обратно, в столицу. Понятно, что
такая система была крайне неудобной и задерживала издание Священного Писания.
Владыка решил отправить в столицу знатока русского и молдавского языков архимандрита
Варлаама, чтобы коррекцию производить на месте. Такое решение способствовало быстрейшему
изданию Писания. Говоря о деятельности митрополита, нельзя не упомянуть о связях
его с Нямецким монастырем, который со времени старца Паисия Величковского († 1794)
стал центром исихастской традиции. Преподобный Паисий собирал и переводил на славянский
творения святых отцов. Многие ученики старца продолжили его дело, потому, когда
стал вопрос об открытии в Кишиневе типографии, митрополит Гавриил благословил
возглавить ее нямецкого монаха Игнатия.
В 1818 г. император Александр I посетил Кишинев. Во время визита государь встречался
с владыкой и "в самых лестных выражениях благодарил его за благоуспешное
сооружение митрополии" (19) .
Долгая жизнь митрополита близилась к концу. Митрополит завещал похоронить
его в Каприановском монастыре, который он очень любил. 30 марта 1821 г. Высокопреосвященнейший
Гавриил скончался. Погребение совершил епископ Димитрий (Сулима), надгробные речи
произносил прот. Петр Куницкий, ректор Кишиневской семинарии архимандрит Ириней
и епископ Димитрий.
Эпитафия на гробнице оканчивается словами: "Имя его будет жить в роды. Премудрость
его поведят людие и похвалу его исповесть Церковь!".
Примечания.
1 См. книгу А. Стадницкого "Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных
заведениях". - Кишинев, 1891.
2 Греки, живущие в стамбульском квартале Фанар.
3 Цит. по А. Стадницкий. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх молдовалахийский и митрополит
Кишиневский. - Кишинев, 1894. С. 10.
4 Об этом см. К. Скурат. История Православных Поместных Церквей. - М., 1994. Т.
1, и История Православных Поместных Церквей изд. А. Лопухина, - М., 1992.
5 Подробности дела даны А. Стадницким. Указ. соч. С. 57-58.
6 А. Стадницкий (в монашестве Арсений) впоследствии стал митрополитом Новгородским
и был одним из трех кандидатов на патриаршество на Поместном Соборе 1917 - 1918
гг.
7 А. Стадницкий. Указ. соч. С. 58.
8 Херсонские епархиальные ведомости. 1881, № 14. С. 364.
9 Цит. по А. Стадницкий. Указ. соч. С. 66.
10 Цит. по А. Стадницкий. Указ. соч. С. 70.
11 Название и границы епархии неоднократно менялись. С 1775 г. - Славянская и
Херсонская, с 1786 г. - Екатеринославская и Херсонская, с 1797 г. по 1803 г. –
Новороссийская и Днепровская, с 1803 г. по 1925 г. - Екатеринославская и Таганрогская,
с 1925 г. - Днепропетровская.
12 Скальковский А. 30-летие Одессы. - Одесса, 1824.
13 Одесса. 1794-1894. Юбилейный сборник. - Одесса, 1895.
14 А. Стадницкий. Указ. соч. С. 80.
15 И. Смолич. История Русской Церкви. - М., 1996. Ч. 1. С. 207.
16 Сергий (Петров), митр. Описание монастырей, семинарии и храмов херсоно-одесской
епархии. Одесса, 1970 г.
17 Архиерейский дом находился на улице Софиевской рядом с домом Потоцких, ныне
Художественный музей.
18 Сергий (Петров), митр. Указ. соч. С. 47.
19 Стадницкий А. Указ. соч. С. 370.
|