АРТЕМИЙ ВЕДЕЛЬ
Ср. музыка.
НГ РЕЛИГИИ. 5 июня 2002 г.
Вл. Ковальджи.
«Я получил сей дом от Господа"
Церковная музыка -один из важнейших элементов богослужения наряду
с самим зданием храма, иконами, облачениями, утварью и т.д. Но храм
строится единожды и надолго; так же -икона и все остальное. И только
пение каждый день звучит заново. Оно - не место, антураж или объект
молитвы, но сама молитва. Не случайно поэтому, что оно вызывает
горячие споры между приверженцами разных стилей и школ.
Одним из типичных обвинений в адрес церковной музыки конца XVIII
- начала XIX в. является то, что тогдашний стиль, мол, был принесен
извне - итальянскими музыкантами, работавшими при дворе, а самыми
известными авторами песнопений были люди, далекие от истинно подвижнического
духа.
Так ли это?
Если и так, то только отчасти. Во-первых, и среди распевщиков старейшего
времени люди бывали самые разные, вплоть до таких, о которых современники
писали: «Мнози бо от сих учителей славнии во дни наша на кабаках
валяющаяся померли странными смертьми...» (инок Евфросин, XVII в.).
Во-вторых, и среди церковных композиторов времен господства «итальянского»
стиля было немало и священников, и просто глубоко благочестивых
верующих.
Например, Артемий Ведель.
Музыка Веделя отличается, пусть и при полном подчинении господствовавшему
тогда «итальянскому» стилю, глубокой искренностью, вниманием к молитвенному
тексту и возвышенной сентиментальностью. Несмотря на многочисленные
запреты свыше и очень долгое - до конца XIX в. - полное отсутствие
публикаций, некоторые его сочинения (прежде всего «Покаяния отверзи
ми двери» и ирмосы Пасхи) стали едва ли не обязательной частью репертуара
многих церковных хоров и остаются таковыми поныне.
Что же это был за человек, творения которого, с одной стороны,
являются объектами чуть ли не самой яростной критики, а с другой
- так любимы церковным народом и практически стали частью певческого
обихода?
Артемий Лукьянович Ведель родился в Киеве примерно в 1767 г. в
мещанской семье. С детства он имел замечательный, удивительно красивого
тембра и полетности голос. Ведель поступил в академический хор,
а позже и в саму Киевскую духовную академию, где учился в философском
классе. Будучине только обладателем прекр ного голоса, но и чрезвычайно
способным музыкантом-caмоучкой, он вскоре стал регенг академического
хора, а также первым скрипачом-солисто студенческом оркестре.
Слава о чудесном теноре и музыкальных талантах Веделя шла далеко
за пределами Киева. Московский генерал-губнатор Еропкин, который
был большим любителем музыки и церковного пения, выписал его в Москву
и поручил управление своим хором.
Известно, что в эти годы в Москве не раз бывал Джузеппе Сарти,
возглавлявший «императорскую музыку» при дворе Екатерины II, и хотя
о какой-либо систематической школе говорить не приходится, но все
же не исключено, что капельмейстер генерал-губернатора мог встречаться
с прославленным маэстро, а может быть, и пользоваться его уроками.
В 1794 г. после смерти Еропкина Ведель вернулся в Киев. Юный Петр
Турчанинов (будущий протоиерей, преподаватель Придворной певческой
капеллы, известнейший церковный композитор и гармо-низатор), который
пел тогда в хоре генерала Леванидова, так вспоминает о своем первом
знакомстве с Веделем: «Мы спели старинный концерт Рачинского «Возлюблю
Тя, Господи», в котором есть соло тенору. И как Ведель запел, то
генерал и все присутствовавшие восхищены были до небес. Я же забыл,
где нахожусь, а только слушал и восхищался небесным пением Веделя».
Генерал Леванидов пригласил его управлять хором, произвел в поручика,
затем в капитана и сделал своим адъютантом. Хор в короткое время
стал лучшим в Киеве и, по отзывам современников, «достиг мистических
вершин». Это период шумного успеха и расцвета композиторского таланта
Веделя. Малороссийские помещики дорого платили за каждую его пьесу,
переписанную для их капелл. А однажды, после исполнения концерта
«Доколе, Господи», потрясенный князь Дашков снял с себя расшитый
золотом шарф и, положив в него 50 червонцев, подарил автору.
В 1795 г. Леванидова назначили в Харьков, и Ведель переехал туда.
Петр Турчанинов, бывший его любимым учеником и живший несколько
лет с ним вместе, в своих мемуарах изображает Веделя как человека
высокорелигиозного, совершенно целомудренного, истинного постника
и аскета в условиях мирской жизни -практически «монаха в миру».
Состоя на военной службе, Ведель вел, однако, замкнутый и созерцательный
образ жизни, избегал светского общества и каких-либо развлечений.
Дома он занимался только сочинением музыки, чтением и молитвой.
Почти ежедневно ходил в церковь, часто причащался, мяса не ел вообще,
спал на грубом войлоке. Одновременно он старался по возможности
скрывать свой образ жизни от товарищей (но Леванидов однажды подглядел
в полуоткрытую дверь, что делает Ведель в свободное время -он стоял
на коленях перед иконами и пел...).
В 1798 г. Ведель уволился со службы, бросил все аттестаты и чины,
раздал имущество, вернулся в Киев и начал юродствовать. Многие считали
его помешанным. Ходили также слухи, что он присоединился к какой-то
секте вроде «иллюминатов». Но давно и близко знавшие его люди (например,
Петр Турчанинов и киевский протоиерей И.Леванда) были уверены, что
это юродство -добровольно и сознательно взятый на себя подвиг.
Вскоре Ведель поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, продолжая
и здесь вести себя странно. Турчанинов так вспоминает об одном своем
посещении учителя: «Я нашел его в малой келье лежащим на каменном
полу. Когда я вошел, то он долго лежал без всякого движения, и это
меня так смутило, что я поколебался мыслями и подумал: не в самом
ли деле он помешался? Как я это помыслил, он вдруг, вскочив, начал
меня крестить и целовать и сказал: «Неужели, мой добрый Петр, и
ты во мне усумнился?» Посадил меня на окошко, ибо ни скамейки, ни
стула не было, и начал говорить такие видения и откровения, коих
я и понять не мог. Только сказал, что скоро оставляет Лавру».
А вскоре произошли странные события, многие обстоятельства которых
так и остаются до конца неясными. Ожидали приезда Великого князя
Константина Павловича. Киевский митрополит Ме-фодий попросил Веделя
написать кантату на его встречу. Тот согласился, но когда подошел
срок, вместо партитуры принес нечто совершенно иное - конверт на
имя самого императора Павла. А затем исчез из Киева.
Записка, содержание которой остается неизвестным, была передана
государю. Веделя стали разыскивать и вскоре задержали в Ахтырке,
переправили в Киев и заключили в Инвалидный (сумасшедший) дом с
тем, чтобы, согласно Высочайшему повелению, содержали его «пристойным
образом, но не давали ему ни пера, ни бумаги, ни чернил»...
Ведель говорил посетившему его здесь Турчанинову, что он «рад,
достиг цели» и ничего
уже не хочет, ибо «получил сей дом от Господа».
Многие киевляне, в том числе губернатор, заботились о нем и старались
помочь материально, но он все раздавал бедным и солдатам.
В начале марта 1801 г. Турчанинов по поручению губернатора пришел
спросить Веделя, не желает ли он ходатайствовать , перед императором
Павлом об освобождении из Инвалидного дома. Увидев Турчанинова,
Ведель неожиданно стал убегать от него по коридорам, а когда наконец
был настигнут, обернулся и закричал: «Ура! Александр на троне!»
Через несколько дней из Петербурга дошло известие, что так оно и
есть... Турчанинов вспоминал: «Это еще более укрепило меня и о.
И.Леванду, что он юродствует добровольно и обладает даром прозорливости».
В некоторых источниках можно встретить утверждение, что Ведель
умер в 1806 г. в Инвалидном доме. Однако наибольшего доверия заслуживает
информация Турчанинова, который, хотя и жил к тому времени в Петербурге,
наверняка поддерживал переписку со старыми знакомыми в Киеве и опирался
на свидетельства очевидцев. Согласно Турчанинову, Артемий Ведель
скончался в 1810 г. в родительском доме, куда вернулся за несколько
дней до смерти, тихо отошел во время молитвы, стоя на коленях в
садике у дома. Погребение было весьма многолюдным и торжественным.
Однако спустя четверть века Турчанинов, побывавший проездом в Киеве,
уже не смог отыскать его могилу.
http://www.seminaria.ru/compozers/vedel.htm: (2002)
Артемий Лукьянович Ведель — по месту своего рождения (г. Киев)
Ведель считается теперь многими украинским композитором; по своей
духовно-музыкальной культуре он сочетал итальянскую музыкальную
хоровую культуру с типичными чертами украинской народной музыкальности.
Возможно, он родился в 1767 году, а скончался в 1808 или даже в
1811 году. По предположению Соневицкого, родители Веделя был не
украинского, а скорее немецкого происхождения. Существует мнение,
что Ведель получил музыкальное образование у Джузеппе Сарти, но
это не подтвердилось подробным и очень добросовестным исследованием
Соневицкого. Соневицкий приводит мнение В.Петрушевского: «Из самих
музыкальных произведений Веделя, бедности их гармонии, можно заключить,
что он был самоучка. Возможно, что Ведель был знаком с сочинениями
Сарти и подражал ему; но несомненно, что лично он не знал Сарти
и уроками его не пользовался». Все же Соневицкий полагает, что Ведель
мог одно время пользоваться уроками Сарти. Как бы то ни было, итальянский
стиль, и именно форма концерта, оказала особенно большое влияние
на творчество Веделя. Уже потому, что он стоял во главе некоторых
хоров, пользовавшихся тогда большой славой и, понятно, следовавших
тогда в церковном пении стилю модной и при Дворе принятой итальянской
музыки. Ведель неизбежно должен был находиться под сильным влиянием
этой музыки. Еще когда он, учась в киевском духовном училище, пел
в архиерейском хоре, он должен был хорошо практически узнать господствовавший
стиль, так властно и мощно захвативший русское хоровое церковное
пение. В 1791 году в Москве появился перевод с немецкого руководства
Давида Кельнера «Верное наставление в сочинении генерал-баса», которым
мог пользоваться Ведель. Одно время Ведель учился в Киевской Духовной
Академии, славившейся тогда своим хором. Ведель обладал превосходным
тенором. Среди студентов академии особенно были любимы разные канты
и псальмы, и Ведель во все время своего учения в академии увлекался
этим родом религиозного пения, находившегося под сильным влиянием
западной, польской, музыки, и сочетавшегося с народной украинской
песней. По рекомендации киевского митрополита Самуила (1783–1796)
генерал Еропкин, будучи генерал-губернатором в Москве и имевший
свой хор, поставил во главе этого хора Веделя. Еропкин был большой
любитель музыки и церковного пения и даже сам немного компонировал.
А в это время Сарти был в Москве, так что не исключается возможность,
что Ведель мог брать уроки композиции у Сарти. В 1794 году Ведель
быль назначен регентом хора генерала Леванидова в Киеве. Этот хор
под управлением Веделя «достиг мистических вершин». Ведель вообще
отличался чрезвычайной религиозностью. Генерал Леванидов, услышав
раз, что Ведель поет у себя в комнате, подошел к его двери, и в
полуотворенную дверь увидел Веделя стоящим перед иконами на коленях
и поющего. Получив (вероятно, в 1798 году) отставку с мундиром,
Ведель поступил в Киево-Печерскую Лавру послушником. Это как раз
совпало со строгим указом Синода о том, «чтобы никаких выдуманных
стихов неупотребляли» при богослужении, и с указом императора Павла
I, 1797 года, которым предписывалось архиереям следить за тем, чтобы
пение церковное не противоречило православному духу. В Лавре Ведель
стал проявлять признаки душевного расстройства, ушел из Лавры и
начал бродяжничать, чем навлек на себя подозрение в неблагонадежности.
Поэтому Ведель подвергся аресту, и есть мнение, что он присоединился
к секте иллюминатов. Из других источников известно, что Ведель,
не чувствуя склонности к светским удовольствиям жизни решил окончательно
порвать с этим. Вскоре по возвращении в Киев, он испросил себе отставку
от службы, раздал все свое имущество и принял на себя юродство,
понимавшееся им, как высший подвиг самоотречения, добровольного
мученичества. Вскоре по кончине своего отца Ведель поступает послушником
в Киево-Печерскую лавру, но через некоторое время тайно ушел от
туда и странствовал по соседним губерням, пока не был задержан и
заключен в Киевский инвалидный дом, где он, по одним известиям и
скончался, но по словам Турчанинова он скончался в родительском
доме в 1810 году, куда за несколько недель до кончины переехал,
скончался тихо, на молитве в садике своего дома. Произведений Веделя
в печати почти не встречается. Собственноручные рукописи его духовно-музыкальных
сочинений хранились до революции в Киевской Духовной Академии; где
они находятся теперь — не имеется сведений. Самой большой популярностью
пользуется концерт Веделя (для мужского трио) «Покаяния отверзи
ми двери» (стихира на Слава, после Евангелия на утрени от недели
Мытаря и Фарисея до 5-й недели Великого Поста включительно, глас
8). Это сочинение неоднократно редактировалось разными композиторами,
аранжировалось для смешанного хора, и в этом последнем виде прочно
вошло в репертуар почти всех русских церковных хоров, даже самых
скромных, в русской эмиграции после 1920 сода, и напето на граммофонных
пластинках. Хотя это песнопение является стихирой и занимает в богослужении
строго определенное, предназначенное для стихиры место, Ведель написал
его как концерт. Из других произведений Артемия Веделя до наших
дней в практике церковных хоров осталось очень немного (например,
ирмосы пасхального канона, характерные по своему немного наивному,
аффектированно-торжественному, но очень мелодичному, характеру).
Протоиерей Василий Металлов так характеризует творчество Веделя:
«В духовно- музыкальных сочинениях Веделя как непосредственного
преемника итальянской школы преобладает элемент мелодический, ариозный,
где поочередно выдаются и блещут своей красотой отдельные голосовые
партии и ходы, отдельные мелодические фигуры и обороты, в ущерб
гармонической полноте, самостоятельности и разнообразию ведения
других, сопровождающих мелодию голосов. Его собственная заслуга,
в сравнении с предшественниками, та, что он стремится согласовать
музыку с текстом, его религиозному молитвенному содержанию стремился
подыскать соответствующие движения мелодии, — описать или иллюстрировать
текст музыкою. Ведель, как человек глубоко религиозный, имел духовную
потребность выразить самые сокровенные движения души и нередко не
находил соответствующих им звуков и музыкальных форм, что могло
зависеть от односторонности его музыкального образования и бессодержательности
воспитавшей его музыки, и от недостаточной самодеятельности в направлении
своего природного дарования». К этому нужно прибавить, что у Веделя
очень чувствуется сильное (почти что до заимствования) влияние светской
музыки конца XVIII века. Например, в его «Покаяниях», на словах
«но яко щедр очисти» слышится почти точно одна из модных в то время
французских бержереток-пасторалей. Вполне возможно, что Ведель бессознательно
распел слова стихиры по напеву слышанной им где-либо или от кого-либо
музыки бержеретки (быть может, даже в исполнении какого-либо оркестра).
Иногда Ведель бьет на эффектность, и притом довольно наивную, дешевыми
средствами (например, на словах «окаянный трепещу» в его «Покаяниях»).
Это место при исполнении часто вызывает солиста- исполнителя на
утрированный, неприятный и противоречащий благоговейному настроению
молящихся театральный вопль. Вообще же в музыке Веделя преобладает
лиризм, часто наивный, но искренний. Фактура духовно-музыкальных
сочинений Веделя отвечала и настроению, и требованию того общества,
которое за богослужением слушало произведения Веделя. Мастерское
же исполнение их под управлением автора, который сам был превосходным
певцом, способствовало прославлению этих произведений и их популярности.
Так как сочинения Веделя не были в свое время напечатаны, но пользовались
известностью и популярностью, то переписывались регентами и певчими
друг у друга; понятно, что при этом бывали грубые описки. А некоторые
из этих сочинений, переписанные от других, иногда даже без указания
имени композитора, могли попадать в разряд сочинений «неизвестного
автора» и, возможно, оставались в хоровой церковной практике под
таким написанием у провинциальных и невзыскательных, большей частью
любительских, хоров до самой революции. Только в самом начале XX
века было издано несколько духовно-музыкальных сочинений Веделя,
как концертов, так и отдельных песнопений. Изданы они были под редакцией
священника М.Лисицына, В.Петрушевского, М.Гольтисона: при этом редакторами
нередко бывали допущены некоторые изменения, делавшие сочинения
Веделя более приемлемыми для русских православных людей начала XX
века. Так, например, были выпущены разные украшения, модные в церковном
пении итальянского стиля, как форшлаги, группето (хотя эти украшения
характерны для композиций итальянской школы), исправлены были встречающиеся
иногда ошибки против просодии текста, который, очевидно, приносился
в таких случаях в жертву музыке. А такие редакционные поправки иногда
совершенно меняют характер сочинения и не согласуются ни с музыкальной
мыслью автора, ни с эпохой, в которой автор жил и творил. По своему
характеру, сочинения Веделя служат как бы переходом от безудержного
«концертизма» и увлечения чисто внешним блеском «музыки» к южнорусскому
лиризму, в котором музыка все же до некоторой степени согласуется
со смыслом текста. Уставные напевы не привлекали к себе музыкального
творческого внимания Веделя. Но тексты некоторых строго гласовых
песнопений (например, догматиков) служили Веделю иногда для музыкальной
обработки этого текста как «концерта». Много сочинений Веделя пропало
неизвестно как и куда. Более или менее подробный список духовно-музыкальных
сочинений Веделя приведен в цитированной нами монографии Соневицкого
о Веделе. В настоящее время сочинения Веделя, кроме его «Покаяния»
(и очень редко, и очень немногими хорами исполняемых его пасхальных
ирмосов), нигде больше не исполняются и забыты.
|