Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ЛЮТАРД (Luthardt) Кристоф Эрнст


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня - Библия. - Библеисты.

ЛЮТАРД (Luthardt) Кристоф Эрнст (1823-1902), нем. евангелич. богослов ортодокс. направления. Профессор систематич. теологии в Марбургском (с 1854) и Лейпцигском (с 1856) ун-тах. В своих трудах выступал против *рационализма и *отрицательной критики. Согласно Л., основные истины ВЗ сводятся к «трем великим мыслям: о едином Боге, о грехе человека и о спасении». Христианство было ответом на чаяния ВЗ. Но оно явилось в мир «не как философия, не как нравственное учение, а как исторический факт, как факт личности Иисуса Христа. От Него зависит все. С ним стоит и падает христианство, которое нельзя отрешить от своего Основателя... Он Сам есть христианство». Т.о., основное воззрение Л. противопоставлялось акценту *либерально-протестантской школы на «Учении Иисуса». Л. утверждал, что «библейские писатели суть писатели, а не простые писцы; то, что они писали, не просто было внушаемо им буква за буквой, но проходило через их собственный дух». Указывая на спорность мн. выводов *историко-лит. критики Библии, Л., однако, не считал, что сама эта критика подрывает учение о *боговдохновенности. «Пятикнижие Моисея, — писал он, — сохраняет свое значение, даже если бы мы сделали некоторую уступку критике и признали бы, что рядом с тем, что написано самим Моисеем, есть и такие части, которые присоединены были к нему другими благочестивыми мужами». В кн. «Современные изображения жизни Иисуса» («Die modernen Darstellungen Lebens Jesu», Lpz., 1864) Л. подверг критике *Штрауса, *Ренана и др. представителей рационалистич. и отрицательного направления в библ. критике.

u Откровение в его историч. развитии, СПб., 1868; Апология христианства, Пг., 19152; Das Johannische Evangelium, Nurnberg, 1852-53.

l ЦВ, 1902, № 41.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова