ФРЕДЕРИК ФАРРАР
Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. М., 1876.
В Описи А №230.
Репринт: М.: Прометей, 1991.
Фаррар, Ф. Жизнь и труды Святых Отцов.
Фаррар Ф. Первые дни христианства. СПб., 1888. В 4-х книгах.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ФАРРАР (Farrar) Фредерик Уильям (1831-1903), англиканский богослов,
экзегет, филолог и писатель викторианской эпохи. Род. в Индии в
семье миссионера. Учился в лондонском Кингс колледже и в Тринити-колледж
в Кембридже. С 1854 диакон, затем каноник, архидиакон и декан Кентерберийский.
Много времени и сил отдал преподаванию и работе с молодежью. В церк.
деятельности Ф. примыкал к т. н. Широкой Церкви, терпимо относившейся
к различным течениям в англиканстве. Взгляды Ф. нередко подвергались
нападкам, а его идейная широта (выразившаяся, в частн., в дружбе
с Ч.Дарвином) вызывала нарекания, однако труды и проповеди его имели
большой успех и не раз переиздавались. Отсутствие конфессион.
узости завоевало книгам Ф. любовь и правосл. читателей. Мн. его
труды переведы на рус. язык. Наибольшую известность принесла Ф.
трилогия, изъясняющая НЗ: «Жизнь Иисуса Христа» («The Life of Christ»,
1874; рус.пер. проф. А.П.Лопухина, ч.1-2, СПб., 19008, 1904, есть
еще 2 перевода); «Жизнь и труды св. ап. Павла» («The Life and Works
of St.Paul», 1879; рус.пер. проф. А.П.Лопухина, ч.1-2, СПб., 19114)
и «Первые дни христианства» («The Early Days of Christianity», 1882;
рус. пер.: ч.1-2, СПб., 18922). Трилогия представляет собой не подстрочный
комментарий к НЗ, а связное изложение евангельской и апостольской
истории, к-рое тесно переплетается (особенно во 2-й и 3-й частях)
с характеристикой новозав. книг. Этот историч. метод изложения был
в известной степени навеян автору *Ренаном, но, в отличие от франц.
писателя, Ф. выступал в своем труде как убежденный христианин. В
предисловии к «Жизни Христа» он писал: «Ожидания людей, думающих
найти в ней (книге Ф. — А.М.) новые теории о божественной личности
Иисуса Христа или блестящее зрелище, к-рое получается, когда мифические
облака и туманы окрашиваются заходящим солнцем падающей веры, будут
напрасны».
Обширная эрудиция позволила Ф. привлечь к работе разнообразные
источники: античные, святоотеч., иудейские, а также труды мн. своих
предшественников и современников. При этом он не стремился превратить
трилогию в сугубо спец. труд, а рассчитывал на широкий круг образованных
читателей. Его книги отмечены художеств. изложением и богосл. насыщенностью.
*Исагогике Евангелий он уделяет мало места, зато подробно останавливается
на проблеме происхождения посланий и Апокалипсиса (в частн., он
признает все Павловы послания принадлежащими апостолу, за исключением
Евр).
Естественным продолжением трилогии явилась «Жизнь и труды св. Отцев
и Учителей Церкви» («Lives of the Fathers», 1889; рус. пер.: т.1-2,
СПб., 1902-03), в к-рой немало места уделено и *святоотеческой экзегезе.
Специально истории библ. науки посвящен труд Ф. «История толкования»
(«History of Interpretation», L., 1886). Ф. написал ряд книг на
нравств., филос. и педагогич. темы, романы, в одном из к-рых изображены
апостольские времена («Утренняя заря и мрак»; в рус. пер.: «На рассвете
христианства», СПб., 19012). Хотя в нек-рых отношениях работы Ф.
устарели и его стиль местами по-викториански многословен и риторичен,
его книги и поныне находят благодарных читателей.
В рус. пер.: Достоверность чудес, ПО, 1876, т.II, № 6; Историч.
свидетельства об Иисусе Христе, М., 1876; Соломон, его жизнь и время,
СПб., 1900; Голос с Синая, СПб., 1895; Искатели Бога, СПб., 1898;
Семейный очаг, СПб., 1898; Христианская ответственность, СПб., 1898.
l Прот.Б е л и к о в Д.Н., Ап.Павел в изображении Ф., СПб.,
1911; Ф.В.Ф., «Нива», 1903, № 15 [некролог]; «Церк.Вестник», 1888,
№ 6; P a l s D.L., The Victorian "Lives" of Jesus, San Antonio
(Tex.), 1982; F a r r a r R., The Life of Frederic William
Farrar, L., 1904.
|