Николай Николаевич Ге
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
Ср. Библия в живописи
ГЕ Николай Николаевич (1831-94), рус. художник. Род. в Воронеже,
в семье офицера, правнук фр. эмигранта. Учился в С. -Петерб. ун-те
и Академии художеств. По окончании Академии получил возможность
поехать в Италию (1857-63). Г. — один из основателей Товарищества
передвижных выставок. Его ранняя работа «Саул у аэндорской волшебницы»
(1856) была уже написана на библ. тему (1 Цар 28). Хотя картина
носила академич. характер, но в ней чувствовался тот напряженный
трагизм, к-рый свойствен дальнейшему творчеству Г., особенно его
еванг. циклу. Первое полотно этого цикла («Тайная вечеря», 1861-63)
вызвало споры, поскольку художник дал реалистич. трактовку сюжета.
Многие упрекали Г., что он иллюстрирует не Евангелие,
а кн. *Ренана.
В дальнейшем Г. обратился к темам Страстной недели («В Гефсиманском
саду», 1869-89; «Совесть (Иуда)», 1891; «Суд Синедриона», 1892;
«Что есть истина?», 1890; «Голгофа», 1892; «Распятие», 1892; «Вестники
Воскресения», 1867). Лучшей из этих картин считается «Выход Христа
с учениками с Тайной вечери» (1888-89). Нарушая привычные каноны,
Г. пытался изобразить страдания Христа почти натуралистически. Будучи
приверженцем Толстого,
художник представлял Христа Проповедником нравственности, умирающим
за правду. К евангельской тематике относятся также его картины «Милосердие»
(1879) и «Христос и Никодим» (ок. 1889).
l Н. Н. Ге, Альбом, сост. Т. Н. Горина, М., 19772; С т а с о в В. В., Н. Н. Ге, М., 1904; С у х о т и н а
- Т о л с т а я Т. Л., Воспоминания, М., 1976; Н. Н. Ге: Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников,
сост. Н. Ю. Зограф, М., 1978.
*
См. интервью с Кристофом Болльманном Ирины Лазебниковой (Русское искусство, 2003, №3, с. 116-123): Ге завещал
все покровительнице Беатрисе де Ваттвилль, владелице замка Жэнжэн в кантоне Во в Швейцарии в обмен на ренту.
Она умерла в 1952 г., наследники, видимо, не позаботились о вещах Ге, тогда, наверное. было утрачено и знаменитое
"Распятие" (194х1245). Эскизы углем в 1974 г. купил Болльман у старьёвщика.
|