Мелетий (Якимов)
Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (1653-1726) и сведения о Даурской миссии. Собр. архим. Мелетий. Казань, 1875. 233 с.
Мелетий (Якимов) (1835 - 1900), епископ Рязанский и Зарайский, святитель. Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири, "апостол якутов".
Память 14 января, в Соборе Рязанских святых и в Соборе Сибирских святых (местночт.).
В миру Якимов Михаил Козьмич, родился 29 октября 1835 года в с. Нема (Введенское) Нолинского уезда семье священника Вятской епархии Космы Павловича Якимова [1] (+ 18 октября 1837 года).
В первые годы своего детства, лишившись отца, он вместе с другими детьми-сиротами остался на попечении матери, испытывая, конечно, все тяжелые условия сиротской жизни. Несмотря на бедность и слабость здоровья, он с большим успехом прошел курс низшей школы и окончил в 1856 году Вятскую духовную семинарию.
Стремясь к уединенной жизни, он не захотел продолжать учение в высшей богословской школе, но непосредственно, по окончании семинарии, поступил в число братии Вятского Успенско-Трифоновского монастыря, где 28 (26?) марта 1857 года был пострижен в рясофор без перемены имени и определен сначала проповедником и библиотекарем, а затем (с 1 сентября) учителем по священной истории и нотному пению и надзирателем в Вятском духовном училище.
В таком скромном звании монастырского послушника, учителя и воспитателя духовного юношества молодой рясофорный инок оставался более года, пока советы его товарища-друга (впоследствии кафедрального протоиерея в Вятке Ф.Г. Кибардина) не привели его к решимости продолжать далее богословское образование в академии.
16 августа 1858 года он поступил в Казанскую духовную академию, где 1 февраля 1859 года был пострижен в монашество с именем Мелетия, а 16 марта того же года рукоположен во иеродиакона епископом Никодимом.
9 декабря 1861 года из высшего отделения академии, еще не окончившего 4-й курс, его сослали (уехал 31 марта 1862 г.) в Посольский Преображенский монастырь (на Байкале) для участия в деятельности миссии в наказание за служение "политической панихиды" по Бездненским крестьянам, убитым при усмирении их волнения.
Смиренно и безропотно покоряясь воле Божией, он отправился в маловедомую суровую страну Сибири с верой в свое призвание и христианской решимостью служить вверенному ему делу.
23 июня 1862 года он прибыл на место своего служения и определен миссионером в Селенгинское бурятское ведомство и 3-ю конную бригаду Забайкальского казачьего войска. С 1 ноября - миссионер при Кударинской степной думе.
30 декабря того же года рукоположен во иеромонаха.
20 июня 1865 года был удостоен степени кандидата богословия.
На миссионерском поприще он вступил в дружеское общение с епископом Селенгинским Вениамином, которое продолжалось между ними во всю последующую их жизнь.
С 1862 по 1867 гг. вместе с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек.
В Кударинском стане построил и освятил храм во имя свв. апостолов Петра и Павла.
С 1 июня 1867 г. - миссионер в Тунгуйской степи.
С сентября 1872 года он был назначен для проповеди слова Божия бурятам и тунгусам почти на самых границах Монголии (в Цаган-Усунском стане и Цикаре).
20 (30?) августа 1873 года определен начальником Иркутской Миссии и управляющим Ниловой пустынью в Саянских горах, а 27 сентября того же года - настоятелем пустыни.
2 февраля 1874 года возведен в сан архимандрита.
Миссионерское его служение с этих пор получает более широкую постановку, в особенности с того момента, когда новый начальник Иркутского отдела духовной миссии был вызван в Казань для ознакомления с методами переводов на инородческие языки книг, содержащих учение христианской веры. Эта поездка в Казань, общение его здесь с незабвенным Н.И. Ильминским и другими сподвижниками последнего имела - без сомнения - весьма важное значение в дальнейшей миссионерской деятельности о. архимандрита Мелетия: "Учение о святой православной христианской вере - в беседах с бурятами" - появлялось тогда в печати на их родном языке, а это, - конечно, - было хорошим началом, за которым следовало продолжение в том же направлении, обеспечивающее верный успех православному миссионерскому делу среди бурят и других жителей Сибири. Об успехах православной миссии среди этих народов в пятилетнее управление Иркутской миссией о. архимандрита Мелетия свидетельствует тот факт, что при нем обращено было в православную веру более одиннадцати тысяч язычников.
В мае 1875 года возвратился в Иркутск.
5 ноября (по др. свед.: 5 августа) 1878 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии и назначен управляющим Забайкальской духовной миссией в звании ее начальника.
Областной город Чита стал центром, откуда святитель-миссионер неустанно, в особенности в 1881 году (когда исполнилось 200-летие со времени основания Забайкальской миссии миссионерами Феодосием и Макарием), обходил с проповедью слова Божия все Забайкалье, прилагая все старания к просвещению своей паствы и устройству церковно-гражданского быта новокрещенных с целью слияния их с русским оседлым населением.
Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосв. Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч.
5 июля 1889 года назначен епископом Якутским. Прибыл в Якутск 16 сентября.
С 14 октября 1896 года - епископ Рязанский и Зарайский. 27 ноября отбыл из Якутска и прибыл в Рязань 17 февраля 1897 года.
С 1897 года - почетный член Казанской духовной академии.
Скончался 14 января 1900 года. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского Кремля.
В 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена Мелетий был причислен к Собора Сибирских святых. Местночтимый святой Рязанской, Иркутской и Красноярской епархий.
18 июня 1998 года обретены мощи святителя Мелетия. 18 сентября 1998 года мощи были перенесены в Рязанский Троицкий монастырь.
Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири. В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван "Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибири и Азии".
Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике.
Брат святителя был иереем в с. Верховойском.
Труды
"Древние церковные грамоты Восточного Сибирского края 1653-1726 г. и сведения о Дауровской миссии". Казань, 1875.
"Православие и устройство церковных дел в Даурии". (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII и XVIII столет." (Историческое исследование). Рязань, 1901.
Отзыв об этом труде см. "Приб. к "ЦВ" 1901, № 42, с. 1558-1560.
"Пустынник Варлаам - основатель Иоанно-Предтеч. монастыря на границах Китайской Монголии и Чикойских горах за Байкалом". Рязань, 1901.
"О переводной церковно-канонической литературе в древней России" (Кандидатское сочинение).
"Якутский Спасский монастырь: владетельные акты на землю и угодья монастыря в древний период его существования". "Якут. Еп. Вед." 1890, №№ 7-20.
Сведения о состоянии Якутской епархии за истекшее семилетие (1889-1896).
Поучение к новокрещеным о святой христианской вере. Казань (на бурят. яз.).
Кроме того, много трудов, проповедей, миссионерских записок и отчетов, которые перечислить не представляется возможным.
Литература
"Церк. Вед." 1889, № 29, с. 277.
-"- 1890, № 19, оф. с. 211.
-"- 1891, № 20, с. 171.
"Приб. к "ЦВ" 1892, № 3, с. 80-83.
-"- 1892, № 7, с. 271.
-"- 1893, № 16, с. 619.
-"- 1893, № 21, с. 803-805.
-"- 1897, № 14, с. 534.
-"- 1900, № 7, с. 275.
-"- 1900, № 8, с. 304-309.
-"- 1901, № 42, с. 1558.
-"- 1903, № 50, с. 1966.
"Русск. Паломн." 1889, № 2, с. 27.
"ЖМП" 1945, № 1, с. 42 (Лет. Р.П.Ц.)
"ЖПБ" т. I, с. 55-61.
"Прав. Собес." 1897, октябрь, с. 353.
-"- 1898, май, с. 513.
-"- 1900, ноябрь, с. 8.
-"- 1905, апрель, с. 691 п/с.
-"- 1905, июль, август, с. 9 и п/с. 2.
"Труды К.Д.А." 1879, январь-апрель, с. 252, 268, 277.
-"- 1886, январь-апрель, с. 279.
-"- 1887, сентябрь-декабрь, с. 318.
-"- 1888, январь-апрель, с. 519.
"Церк. Вест." 1891, № 45, с. 714.
-"- 1895, № 17, с. 541.
-"- 1895, № 19, с. 594.
"Мисс. Обозрен." 1898, июль-август, с. 955.
-"- 1899, январь, с. 3.
"Изв. Каз. Еп." 1897, № 18, с. 484.
"Истор. Вестник" 1889, январь, с. 253.
-"- 1900, март, с. 1242, Некролог.
"Красный Архив" 1930, т. 40, с. 118.
НЭС 1906, доп. т. II, с. 132.
Булгаков, с. 1411, 1417.
Тузов, с. 155.
БЭС т. I, стб. 955-956.
БЭС т. II, стб. 1562, 1974, 2400-2401.
БЭЛ т. V, стб. 1031-1032.
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1899 г.", с. 46-47.
"Списки архиереев Иерархии Всеросс." СПБ, 1896. № 451, с. 66.
Панкова Т. Почитаемый в Рязани и Сибири // Вятский епархиальный вестник. 1999. № 2, с. 4, № 3, с. 4.
|