СОЛЬСКИЙ Стефан Михайлович
См. библеисты.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
СОЛЬСКИЙ Стефан Михайлович (1835-1900), рус. правосл. библеист. Род.
на Волыни в семье священника. Окончил КДА, где впоследствии занимал каф.Свящ.Писания
НЗ (до 1897). В 1887 избран городским головой Киева. Докторская дисс. С. «Сверхъестественный
элемент в новозав. откровении по свидетельствам Евангелий и посланиям ап.
Павла» (К., 1877) носила библейско-апологетич. характер. Прочие труды С. посвящены
гл. обр. вопросам *исагогики и истории *экзегетики. Эти обзорные работы по своему
направлению близки к работам еп.*Михаила (Лузина). С. изложил историю толкования
Библии от времен Мужей Апостольских до сер.19 в., включая рус. правосл. и инославную
экзегетику. Работы его отличаются информативностью, лаконизмом и ясностью изложения.
С. выступал с развернутой критикой *вербализма. «Богодухновенность священных писателей,
— отмечал он, — состоит не в том, что они были одним механическим бессознательным
орудием говорившего и действовавшего чрез них Духа Божия. Для того, чтобы говорить
и действовать по внушению Духа Божия, нужно было особое внутреннее расположение,
особое духовное настроение... Поэтому вдохновение было совокупным действием Духа
божественного и человеческого» (см. ст. Синергизм). С. горячо ратовал за преобразование
программы духовных школ, с тем чтобы изучение Библии было поставлено во главу
преподавания. По его словам, знание Слова Божьего есть основа и догматического
и нравственного, и сравнительного богословия. С. порвал с тенденцией замалчивания
данных западной, в т.ч. *отрицательной критики. «Опасение, — писал он, — что критич.
изучение книг Св.Писания может быть совершено только в ущерб знакомству с их положительною
стороною, едва ли обоснованно; сознательное усвоение их положительных сторон может
быть достигаемо только при основательной научной разборке существующих отрицательных
взглядов».
u Краткий очерк истории свящ. библиологии и экзегетики, Труды КДА, 1866,
№ 10-12; Употребление и изучение Библии в России, ПО, т.27, 1868, № 10-11; Обозрение
трудов по изучению Библии в России с XV века до наст. времени, ПО, 1869, т.I,
№ 2, 4, 6; История науки по Ветхому Завету и история происхождения ветхозав. книг,
Труды КДА, 1870, № 10; Из лекций по Новому Завету, Труды КДА, 1877, № 8, 1878,
№ 4; Об участии имп. Александра I в издании Библии на рус. языке, Труды КДА, 1878,
№ 1; Апостолы и их вера после явления им воскресшего Господа, ВЧ, 1880, № 16;
Св.Иоанн Богослов, ВЧ, 1880, № 39; Крещение Господне, ВЧ, 1881, № 1; Св.апостолы
Петр и Павел, ВЧ, 1883, № 27; Каков может быть состав научных введений в книги
Св.Писания в наст. время? Труды КДА, 1887, № 3; см. также его рец. в Трудах КДА,
1871, № 8; 1883, № 3; 1883, № 6.
l *Б о г д а ш е в с к и й Д., Учено-лит. деятельность проф. КДА С.М.С.,
Труды КДА, 1900, № 12.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Сольскии Отефлн Михайлович (1834—1900)
Стефан Михайлович Сольский родился 27 декабря 1834 года в семье сельского священника Волынской епархии. Первоначальное образование получил в Волынской Духовной семинарии, затем в Киевской Духовной Академии. По окончании академического курса в 1861 году он был назначен преподавателем Священного Писания в Киевскую Духовную семинарию и одновременно исполнял обязанности помощника инспектора семинарии. В 1862 году Стефан Михайлович был утвержден Святейшим Синодом в степени магистра богословия и переведен в Киевскую Духовную Академию. В 1871 году он начал писать диссертацию на получение степени доктора богословия под названием «Сверхъестественный элемент в Новозаветном Откровении». Более тридцати двух лет, до 25 января 1897 года, Стефан Михайлович неизменно служил Академии на одной и той же кафедре сначала в звании бакалавра, потом экстраординарного профессора, а с 1889 года — заслуженного профессора. В последние годы академической службы он читал проповеди в Киево-Братском монастыре.
В 1871 году Стефан Михайлович был избран гласным Киевской городской Думы, в 1879 году — членом городской управы, а в 1887 году — городской головой, в должности которого он бессменно состоял четырнадцать лет, до конца жизни.
398
Первой большой научной работой Стефана Михайловича Сольского стала статья «Краткий очерк истории священной библиологии и экзегетики», особое внимание в которой уделялось истории толкования Священного Писания. В 1877 году профессор Сольский напечатал работу «Из лекций по Новому Завету». «Основательное знание Ветхозаветных и Новозаветных Писаний должно быть первым источником не только догматического, но и нравственного и обличительного богословия, в них даны зачатки всех отраслей богословского знания». — писал СМ. Сольский.
По отзыву ученика Стефана Михайловича, Димитрия Богдашевского (впоследствии епископа Василия), труды его «в нашей науке весьма плодотворны и долго не потеряют своего научного интереса... Предметом своих работ он избирал вопросы характера общего, принципиального, решение которых бросает свет на огромную область в науке... В своих церковных словах, как и в научных работах профессор всегда имел в виду нужды и потребности времени. Любимою его темой был вопрос, где найти спасение от зол, постигающих нас, и на этот вопрос дается ответ, что исцеления недугов нужно искать не в улучшении экономических и промышленных условий, не в обогащении естественно-научными сведениями, ... а в усвоении животворных начал учения Христова, в жизни согласно любви Христовой, в воспитании внутреннего человека».
Стефан Михайлович Сольский скончался в ночь на 7 ноября 1900 года и был погребен на Киевском городском кладбище.
Печатные труды
1370. Из лекций по Новому Завету // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1877. — № 8. — С. 243—284; № 4. — С. 98—127.
1371. Из чтений по Ветхому Завету // Тр. Киев. Духов. Акад.— 1870. — № 7. —С. 71—117: № 9. — С. 589—640.
1372. История Ветхозаветного канона // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1871. — Июль.
1373. История науки по Ветхому Завету и история происхождения Ветхозаветных книг // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1870. — Окт.
399
1374. Каков может быть состав научных введений в книги Священного Писания в настоящее время? // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1887. — С. 358—376.
1375. Краткий очерк истории священной библиологии и экзегетики // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1866. — № 10. — С. 157—190; № 11. — С. 305—342; № 12. — С. 466—506.
1376. О библейском миросозерцании в жизни древнерусского народа: (Речь, сказанная в торжественном собрании Киевской Духовной Академии 28 сент. 1878 г.). — Киев: Тип. Давиденко, 1878. — 37 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1878.
1377. О сверхъестественном элементе в Новозаветном Откровении, по свидетельствам Посланий Апостола Павла, сравнительно с другими Новозаветными книгами // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1876. — Т. 1. — С. 203—221; Т. 2. — С. 296—335; Т. 3. — С. 443— 499; Т. 4. — С. 553—596; 1877. —Т. 1. — С. 150—234.
1378. Об участии императора Александра I в изучении Библии на русском языке: [Речь, произнесенная в день столетней годовщины рождения имп. Александра I]. — Киев: Тип. Давиденко, 1878. — 24 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1878.
1379. Обозрение трудов по изучению Библии в России с XV в. до настоящего времени // Правосл. обозрение. — 1869. — № 2. — С. 190—221; № 4. — С. 538—577; № 6. — С. 797—822.
1380. Острожская Библия в связи с целями и видами ее издателя // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1884. —Т. 2. — С. 293—320.
1381. Отзыв о Толкованиях Иринея Клементьевского // Правосл. обозрение. — 1869. —Т. 1. — С. 570.
1382. Очерк истории священной библиологии и экзегетики с древнего до позднейшего времени // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1866, — Окт. — С. 157—190; Нояб. — С. 306—342; Дек. — С. 466— 506.
1383. По поводу высочайше утвержденных Правил о церков-но-приходских школах // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1885. — № 4. — С. 547—565.
1384. Прощальная беседа Апостола Павла с ефесскими пастырями // Руководство для сельских пастырей. — 1869. — № 2. — С. 8—16, 37—43, 77—85.
1385. Речи при гробе проф. И.М. Бобровницкого // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1886. — № 1. — С. 142—143.
400
1386. Речь перед защитой диссертации «Сверхъестественный элемент в Новозаветном Откровении, по свидетельствам Евангелий и Посланий св. Апостола Павла» // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1877. — № 10. — С. 195—204.
1387. Рецензия на книгу «Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна. Соч. Оберлена. Пер. прот. Романова». Тула, 1882 // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1883. — № 6. — С. 356—366.
1388. Рецензия на книгу Ф. Фаррара «Жизнь и труды св. Апостола Павла» // Тр Киев. Духов. Акад. — 1887. — № 1. — С. 140— 152.
1389. Рождество Христа Спасителя // Воскрес, чтение. — 1880. — № 51. — С. 555—558.
1390. Сверхъестественный элемент в Новозаветном Откровении, по свидетельствам Евангелий и Посланий св. Апостола Павла: [Докт. дис]. — Киев: Тип. Давиденко, 1877. — VI, 289 с.
1391. Слово в пяток второй недели Великого поста: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря на вечернем богослужении, известном под именем Пассии // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1893. — №3.
То же // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1894. — № 4. То же // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1896. — № 3.
1392. Слово в пяток третьей недели Великого поста о почитании Креста Господня. — [Киев]: Тип. Корчак-Новицкого, [1892]. — 9 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1892. — № 4.
1393. Слово и речь при погребении проф. К.И. Скворцова // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1876. — № 11. —С. 548—550.
1394. Употребление и изучение Библии в России // Правосл. обозрение. — 1868. — Окт. — С. 145—180; Нояб. — С. 251—270.
1395. Церковно-приходская школа // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1886.—№ 1. —С. 146—162.
Литература о жизни и деятельности
1396. Богдашевский Д.И. (епископ Василий). Речь, сказанная при погребении СМ. Сольского. — Киев: Тип. Горбунова, 1900. — 6 с.
401
1397. Богдашевский Д.И. (епископ Василий). Учено-литературная деятельность покойного профессора Киевской Духовной Академии СМ. Сольского. — Киев: Тип. Горбунова, 1900. — 26 с.
1398. Профессор СМ. Сольский // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1900.—Дек.
|