Илья Степанович Бердников
Cм. историки Церкви
Бердников И.С. Государственное положение религии в Римской империи. Т. I. До Константина Великого. Казань, 1881. 566 с.
Канонист с ревностию Илииной...
Посвящается 90-летию со дня смерти Ильи Степановича Бердникова
А.Ю. Михайлов, преподаватель КазДС
Семинарский вестник №1 (14) 2005 (Казанская семинария, http://kds.eparhia.ru
Данной статьей мы открываем новый раздел в рубрике «История Казанских духовных школ». Он будет состоять из серии кратких очерков о жизни и творчестве выдающихся ученых Казанской Духовной Академии – богословов, историков церкви, канонистов, филологов и др. Также «героями» рубрики станут иерархи и известные церковно-общественные деятели, чья жизнь так или иначе была связана с высшей духовной школой Казани.
Этот номер посвящен Илье Степановичу Бердникову (1839-1915) – известному канонисту, уважаемому в России и за ее пределами, доктору церковного права, консультировавшему Святейший Синод и Академию Наук, автору более 60 научных работ, основателю и наставнику академического научного сообщества канонистов в Казани.
В следующих номерах мы надеемся осветить творческий путь канониста и издателя рукописей «Соловецкой библиотеки» А.С. Павлова, византиниста Ф.А. Курганова, историка К.В. Харламповича, церковного реформатора и революционера архимандрита Михаила (Семенова), ректора Казанской Духовной Академии епископа Анастасия (в миру – известного языковеда А.А. Александрова) и активного деятеля Поместного Собора 1917-1918 гг. П.Д. Лапина.
Подобное сравнение профессора духовной академии XIX в. с ветхозаветным пророком, высказанное одним из его друзей, вполне уместно, если мы обратимся к жизненному и творческому пути И.С. Бердникова. Действительно, вся его творческая, научно-богословская деятельность сродни «горению» за правду великого Фесвитянина.
Известно, что пророк Илия открыто обличал и боролся против язычества в Израильском царстве, призывая народ к покаянию и возврату к вере в Истинного Бога. Сутью творчества профессора И.С. Бердникова, воплотившегося в трудах, преподавательской и общественной деятельности, была критика «языческого» взгляда государства на православную церковь. В огосударствлении церкви в России, как в языческом Риме, он видел корень многих нестроений церкви и потерю ее нравственного авторитета.
В своих работах он выступает, прежде всего, как критик существующего синодального строя на основе строгого следования канонам.
В 1839 г. был издан свод канонов и церковных узаконений – «Книга правил». Символично, что именно в этом году в семье скромного сельского причетника недалеко от г. Слободска Вятской губернии родился будущий великий канонист Илья Степанович Бердников.
Сословное происхождение И.С. Бердникова предопределило его учебу в духовных заведениях. Среднее образование он получил в Глазовском Духовном Училище (1852-1854) и Вятской Духовной Семинарии (1854-1860). Как наиболее успешно окончившему семинарию, ему предстояло учиться в Казанской Духовной Академии, так как Вятка входила в Казанский духовно-учебный округ.
В 1864 г. после окончания Казанской Духовной Академии он был оставлен при ней бакалавром и определен на кафедру литургики и каноники. Его, как выдающегося из учеников (первый магистр своего курса), оставили для приготовления к профессорскому званию.
В 1868-1869 гг. он активно сотрудничал с миссионерским братством Святителя Гурия, в пользу которого читал публичные лекции в Дворянском Собрании.
Согласно новому академическому уставу 1869 г. кафедра литургии и каноники была разделена. И.С. Бердников остался лишь профессором последней. Также он активно участвовал в деятельности различных обществ: с 1883 г. член совета и казначей «Общества вспомоществования недостаточным студентам КазДА»; с 1892 г. почетный член «Московского общества любителей духовного просвещения». В 1886-1889 гг. он вместе с профессорами П.В. Знаменским и Н.Я. Беляевым входил в редакционную комиссию по изданию «Православного Собеседника» и «Известий по Казанской епархии», где весьма плодотворно работал.
Итогом его почти десятилетней работы стала докторская диссертация «Государственное положение религии в римско-византийской империи. Т.I. До Константина Великого», вышедшая в 1881 г. Данный труд был задуман как масштабный исследовательский проект, сутью которого являлась переоценка основ отношений церкви и государства. В этой работе, посвященной становлению церкви как общественного института, он разоблачает «языческий» взгляд римско-византийских императоров на христианскую религию как на часть государства. По его мнению, именно такая позиция языческих принцепсов, унаследованная русскими царями и императорами, явилась причиной многочисленных бед русской церкви в синодальную эпоху.
Читающей публикой труд был принят восторженно. С рецензией на него выступил известный философ и богослов, основоположник софиологии и «философии всеединства» В.С. Соловьев. Все ждали от И.С. Бердникова появления следующих томов исследования – о положении церкви при Юстиниане, в поздней византийской империи. Но этого не произошло. Скорее всего, потому, что профессора не привлекала судьба Е.Е. Голубинского и Н.Ф. Каптерева, которые из-за смелых суждений в своих трудах поплатились своей научной карьерой. Они это сделали, уже будучи сложившимися, авторитетными учеными, он лишь вступал в научную корпорацию.
В 1888 г. вышел его знаменитый «Краткий курс церковного права». Это было первое в истории российского духовного образования издание полноценного курса каноники с определенной авторской концепцией и цельной системой церковного права. До этого мы видим лишь фрагментарные конспекты и лекции по данному предмету. В 1903-1913 гг. вышло второе издание «Краткого курса церковного права», являющееся наиболее полным из всех существующих в канонике.
Как справедливо впоследствии заметил сам проф. И.С. Бердников, многие его монографии появились вследствие полемики с тем или другим канонистом, были вызваны необходимостью ответить по тому или иному поводу, выступить «борцом за истину православия» в «животрепещущих вопросах современной действительности». «Тогда – по свидетельству его ученика профессора В.К.Соколова, - его речь дышала покоряющей силой аргументации, его полемика с противником из простого обмена академических мнений превращалась в дело его жизненного призвания, открывала завесу «святого святых» его религиозных переживаний».
Одним из наиболее существенных и насущных вопросов был вопрос о каноничности существующего синодального стоя, разработка которого вылилась в напряженную полемику о перспективах взаимоотношений церкви и государства в 70-90-х годах XIX века. Здесь можно выделить два лагеря, два магистральных направления богословско-канонической мысли того времени. Одно, так называемое «апологетическое», то есть защищавшее существующий синодальный строй (проф. Н.С. Суворов – Московский университет, П.А. Лашкарев – Киевский университет, Н.А. Заозерский - МДА), и другое, представители которого критически переосмысливали принципы существующих отношении между церковью и государством в России, выступали за приближение их к каноническим (профессор И.С. Бердников и Ф.А. Курганов – КазДА и КИУ, Т.В. Барсов – СПбДА). Первое персонифицируется в лице профессора Н.С. Суворова, второе – в лице профессора И.С. Бердникова.
Несмотря на появившиеся в 1886 г. «Правила приема на юридические факультеты», в которых констатировалось, что восточная церковь отреклась от своей суверенной власти, делегировав ее государству в лице императора, И.С. Бердников утверждал обратное. Открыто с университетской кафедры он заявлял о дуализме духовно-иерархической (церковной) и императорской (светской) власти в России. Складывалась парадоксальная ситуация: вчерашнему абитуриенту, который как норму знания усвоил тезис о добровольном подчинении церкви государству, лектор церковного права – профессор из духовной академии говорил совсем иное, прямо противоположное – что в церкви, начиная с апостольских времен, иерархией осуществляется суверенное законотворчество, как органическое «творение», продолжение предания.
Одной из важнейших заслуг профессора И.С. Бердникова было то, что за почти пятидесятилетний стаж педагогической деятельности он в рамках Казанской Духовной Академии и Императорского Казанского Университета сумел воспитать целую плеяду талантливейших канонистов. Под его руководством было защищено более тринадцати магистерских диссертаций, несколько докторских. Школа Бердникова была велика: к 1917 году мы видим, что в трех университетах (Казанском - проф. В.К. Соколов, Томском – проф. П.А. Прокошев, Харьковском – проф. Е.Н. Темниковский) и двух духовных академиях (Московской – проф. А.И. Алмазов, Казанской – проф. П.Д. Лапин, проф. Ф.А. Курганов) преподавали его ученики. Как отмечал современник, «ученики Ильи Степановича всегда и везде считались желательными кандидатами для замещения профессорских кафедр церковного права».
В этот период И.С. Бердников проявил себя как авторитетный канонист, консультировавший Святейший Синод и Академию Наук. Часто он рецензировал работы, выставленные на соискание премий имени митрополита Макария.
Судя по переписке, пространство профессионального общения И.С. Бердникова в этот период значительно расширяется. Среди его корреспондентов были духовник императорской семьи протоиерей Иоанн (Янышев), митрополит Антоний (Вадковский), митрополит Сербский Михаил (Ионнович), а так же известные балканские канонисты епископ Никодим (Милаш) и Сильвестр Хуштский.
Приходилось И.С. Бердникову восстанавливать стабильность в церкви в период первой русской революции 1905-1907 гг. Так, известно, что с 11 по 19 ноября 1905 г. он участвовал в специальном совещании под председательством обер-прокурора А.Д. Оболенского, которое разрабатывало мероприятия по восстановлению порядка в духовных академиях.
Активно он потрудился и на ниве церковно-общественного реформаторства. С 1 марта по 20 декабря 1906 г. он принимал участие в деятельности Предсоборного Присутствия, где работал в 4-х из 7 отделов. Своей позицией в Присутствии он отстаивал «неизменный канонический порядок», отразившийся в его многочисленных докладах, проектах по преобразованию церковного строя. За неимением времени участвовать в деятельности еще одного отдела (IV – о благоустроении прихода), он написал знаменитый сепаратный проект устройства приходской жизни. Впоследствии положения своего проекта он отстаивал на заседаниях Особого Совещания по вопросу о приходе при Святейшем Синоде в 1907 г.
Очевидно, что реформаторская деятельность профессора И.С. Бердникова в Предсоборном Присутствии была очень активной. Она свидетельствует о его желании найти так называемый «основной канонический порядок», приблизить церковное управление и в целом церковно-общественную жизнь к канонам древней церкви. Своим усердием и авторитетом он во многом повлиял на ход обсуждения и принимаемые решения. По словам одного из его учеников, он являлся «щитом против неуемных реформаторов», выступая за умеренность, трезвость и последовательность в восстановлении канонического строя в русской церкви. Он во многом определил характер положения о соборе, его составе и порядке созыва; порядок избрания патриарха, его роль и место в церковном управлении. Ему же принадлежат и знаменитые 12 пунктов по вопросу реформирования отношений церкви к государству в виду сложившейся новой политической действительности с ее конституционными принципами, во многом противоречащими канонической природе церкви. Также его позиция заметно повлияла на характер принимаемых решений в вопросах о «свободе совести», введении митрополичьих округов, реформе епархиального управления и суда, совершенствовании бракоразводного законо-дательства, реорганизации духовной школы.
В 1900-1911 г. И.С. Бердников активно сотрудничал с Православной Богословской Энциклопедией, издаваемой А.П. Лопухиным и Н.Н. Глубоковским.
По уставу 1910 г., в разработке которого И.С. Бердников принимал деятельное участие, он вынужден был уйти на пенсию. После своего ухода из академии он значительную часть своей научной библиотеки (1855 названий в 2848 томах) стоимостью не менее 10 тыс. рублей передал в дар библиотеке Казанской Духовной Академии.
Выйдя на пенсию и будучи уже больным, он оставался таким же активным и жизнелюбивым, продолжая до самой смерти работать над научными трудами. В 1914 г. он участвовал в работе Казанского отдела «Комитета по оказанию помощи раненым воинам русским, черногорским и сербским и их семействам и семействам убитых воинов» под покровительством великой княгини Милицы Николаевны.
В 1909 и 1914 гг. в стенах академии широко отмечались юбилей учено-учебной и педагогической деятельности профессора И.С. Бердникова. В 1912-1914 гг. все четыре духовные академии в России избрали его своим почетным членом.
На исходе своей жизни И.С. Бердников был заслуженным ординарным профессором академии, имел чин действительного статского советника (IV класс) и титуловался «Ваше превосходительство». Он так же имел ордена Св. Станислава II ст., Св. Анны III ст. и Св. Владимира III и IV ст., а соответственно, и потомственное дворянство. Сербским королем Петром I ему был пожалован орден Св. Саввы Сербского III ст.
Умер И.С. Бердников 30 сентября 1915 года от кровоизлияния в мозг в возрасте 76 лет. Как свидетельствует некролог, «отпевание Илии Степановича, как строгого законника, совершено было по строжайшему уставному порядку и в три часа дня прах покойного опущен был в могилу на Куртином кладбище, находящемся недалеко от академии». К сожалению, его могила на Арском кладбище не сохранилась.
В своих надгробных речах ученики профессора называли его «пионером церковного права» и « красой нашей богословской науки, столпом православия, гордостью родной академии, патриархом наших канонистов».
По отзывам современников, И.С. Бердников был человеком глубоко верующим, скромным, «с высоким сознанием долга – и отсюда прямота и честность убеждений…, редкая сила воли, поразительное трудолюбие и, наконец, несомненно, корректное и доброжелательное отношение к людям», не взирая на чины и звания.
На сегодняшний день многогранный творческий опыт И.С. Бердникова представляется востребованным как в теоретическом, так и в практическом плане. Во-первых, востребован его опыт как преподавателя, его система церковного права. Во-вторых, осмысление его творческого наследия неизбежно в контексте создания свода действующего церковного права, в плане выработки церковью своей «социальной доктрины», как стратегии отношений с обществом и государством. Как известно, именно эти проблемы являются наиболее актуальными для православной церкви на настоящем этапе развития.
|