БОГОРОДСКИЙ Яков Алексеевич
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
См. библеисты.
БОГОРОДСКИЙ Яков Алексеевич (1841-1919), рус. правосл. библеист,
специалист по ВЗ. Род. в Нижегородской губ. По окончании Каз.ДА
(1868) оставлен в ней преподавателем (с 1870 инспектор). В 1882
— доцент, а затем проф. по каф. библейской истории в Каз.ДА. Состоял
членом комиссии по объяснению неудобопонятных слов в Пророческих
книгах. Преподавал в Ин-те благородных девиц. Читал публичные лекции.
Первой большой работой Б. была его докторская дисс. «Еврейские
цари» (Каз., 1884). Она содержит изложение истории Саула, Давида
и Соломона и написана в духе старой историографии 18 в. В ней нет
критики источников и дается очень мало ссылок на литературу. Автор
почти не привлекает сравнит.- историч. материалы по Древнему Востоку
и археологии. Цель своей работы он определяет достаточно четко:
поскольку существует традиц. идеализация первых царей Израиля, а,
с другой стороны, есть немало попыток очернить их, необходимо воссоздать
их образы на основе Писания с предельной объективностью. Б. описывает
их жизнь, войны, правление, отмечает их положительные черты, не
замалчивая и пороков. В результате он приходит к выводу, что «жизнь
еврейского царя не могла всецело сложиться по тому образцу, который
был начертан Моисеем в Законе; готовые соблазнительные формы царского
быта языческих народов мало-помалу привились и получили права гражданства
при дворе еврейского царя». Нек-рые критики обвинили Б. в большой
зависимости его труда от аналогичного по теме зап. исследования.
Сам Б. выступил с резкой критикой книги *Лопухина «Библейская
история». По мнению Б., «библейская история» — это история религии,
и в ней не может иметь место описание быта и нравов библейских времен
(«Что такое библейская история?», СПб., 1889). Работа Б., посвященная
первым главам Кн.Бытия («Начальные черты истории рода человеческого
после потопа», ПС, 1906, № 6, 7/8), содержит много ценного материала:
предания народов, различные гипотезы о начале истории, но в целом
она оказалась устаревшей даже для своего времени. В частн., Б. почти
полностью игнорировал связь библ. традиции с Месопотамией, а его
попытки опровергнуть трансформизм (к-рый он отождествлял с дарвинизмом)
явно несостоятельны.
u Об идолопоклонстве евреев в период судей, ПС, 1871, № 8; К вопросу
об ессеях, ПС, 1873, № 10, 12; Соломон внебиблейский, Каз., 1884;
Об Иосифе, библ. патриархе, Каз., 1891; Об Ироде (так называемом
Великом), Каз., 1896.
l ПБЭ, т. 2, с. 787-89; П р о т о п о п о в В., На пороге
всемирной истории, «Странник», 1907, № 3; *Т е р н о в с к и й С.А., Историч.
записка о состоянии Каз.ДА после ее преобразования, 1870-1892, Каз., 1892, с.
353-55.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Богородский Яков Алексеевич (1841-1919)
Яков Алексеевич Богородский родился в 1841 году в Нижегородской губернии.
По окончании Казанской Духовной Академии в 1868 году со степенью магистра богословия
был назначен преподавателем словесности Казанской Духовной семинарии, в 1870 году
— утвержден инспектором. В том же году по прочтении двух пробных лекций «Об Аврааме»,
«Об идолопоклонстве евреев в период Судей» и по представлении труда «О фарисеях»
он был избран доцентом Казанской Духовной Академии по Библейской истории, а в
1882 году — профессором по этой кафедре. В 1873 году он временно преподавал в
Академии гражданскую историю, с 1874 по 1881 год был преподавателем русского языка
в Родионовском институте благородных девиц. В 1884 году за диссертацию «Еврейские
цари» Яков Алексеевич был удостоен степени доктора богословия и премии митрополита
Макария. Как сказано в «Протоколах» заседания Совета Академии, «история еврейских
царей рассмотрена полно, всесторонне, строго научным образом». Ценный материал
содержит также труд Я.А. Богородского «Начало истории мира и человека по первым
страницам Библии».
Много сил Яков Алексеевич отдавал критическим отзывам на сочинения, представленные
на соискание премии митрополита Макария.
Яков Алексеевич Богородский скончался в 1919 году.
213
Печатные труды
83. Всемирный потоп // Правосл. собеседник. — 1906. Апр.— май.
84. Еврейские цари. — Казань: Тип. Имп. ун-та, 1884. — IV, 443с.
То же. — 2-е изд. — Казань: Центр, тип.,, 1906. — 7, 382 с.
85. Жизнь первозданных людей в раю // Правосл. собеседник. — 1904. — Сент.
— окт.
86. К вопросу о библейской истории миротворения: (несколько замечаний на статью
А. Архангельского «Библейская нисмши-ния). — Казань : Тип. Имп. ун-та. 1890. —
67 с. — Отд. отт. из: Правосл. собеседник. — 1890.
87. К вопросу о ессеях // Правосл. собеседник. — 1873. — Ч. 3.
88. Митрополит Антоний (Вадковский) в Казанский период его жизни и деятельности.
— Казань: Центр, тип., 1913. — 21 с.: портр.
89. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. — Казань: Центр,
тип., 1906. —VIII, 442, XI с.
90. Начальные черты истории рода человеческого после грехопадения: Потомство
Адама, его характер и судьба // Правосл. собеседник. — 1905. — Сент. — окт.
91. Начальные черты истории рода человеческого после потопа: Ной и его потомство.
Вавилонское столпотворение и смешение языков) // Правосл. собеседник. — 1906.
— Июнь — июль.
92. Об идолопоклонстве евреев в период Судей // Правосл. собеседник. — 1871.
— Ч. 2.
93. Об Иосифе, библейском Патриархе: Публичные лекции. — Казань: Тип. Имп.
ун-та, 1891. — 65 с.
94. Об Ироде, так называемом Великом: Публичное чтение. — Казань: Типо-лит.
Имп. ун-та, 1896. — 28 с. — Отт. из: Правосл. собеседник. — 1896.
95. Падение человека и его последствия // Правосл. собеседник. — 1905. — Янв.
— дек.
214
96. Первоначальное жилище человека на земле — рай в Еде-ме // Правосл. собеседник.
— 1904. — Янв. — февр.
97. Происхождение человека, его природа, достоинство и назначение // Правосл.
собеседник. — 1903. — Янв. — март.
98. Соломон внебиблейский: Речь на торжественном годовом собрании Казанской
Духовной Академии, 1884. — Казань : Тип. Имп. ун-та, Ценз. 1884. — 40 с.
99. Странная апология: (Нечто о Л. Андрееве и его ценителях). — Казань: Центр,
тип., 1909. — 20 с. — Отт. из: Правосл. собеседник.
100. Что такое Библейская история? — СПб., 1889.
|