Георг Брандес. Русские впечатления / Пер. с дат. Т.Чесноковой. — М.: ОГИ, 2002. — 486 с. — (Перекресток культур)
Георг Мориц Коэн Брандес (1842—1927) — датский литературный критик, теоретик европейского реализма. Книга «Русские впечатления» написана сразу после посещения России с лекциями в 1887 году. Россию Брандес называет страной, «где все бескрайне», где нет европейской мягкости и умеренности, где царит унылое однообразие. Отсталая, крестьянская страна. Желтые и красные цвета петербургских домов напоминают Брандесу о тюрьме и человеческой коже. Бородатое лицо извозчика — скифское. Причудливая, азиатская Москва. Русская самобытность проявляется прежде всего в изящных мелочах — упряжка, вышивка, орнамент, эмали. Сильно развитое чувство реальности (из коего проистекает и русский реалистический роман) лишает русских «всякой способности к размышлению над смыслом чистой философии, вследствие чего они признают важными только две науки: естествознание и науку об обществе». В духовном отношении русский не столько самобытен, сколько странен, несуразен и загадочен. Если уж говорить о духовной самобытности, то она заключается в широте натуры и немыслимой для европейца искренности и открытости, а также в склонности к крайностям. В целом, книга Брандеса — яркая иллюстрация к исследованию Ларри Вульфа «Изобретая Восточную Европу». Теперь о литературе. Вот образец критического суждения: «По духу Пушкин уступает Байрону, в котором никакая усталость от жизни не смогла погасить пылающую любовь к свободе; эта любовь была его жизнью до самой смерти, тогда как юношеская вера в свободу у Пушкина превратилась позднее в голый патриотизм. Однако Пушкин превосходит Байрона в способности создавать образы». В глазах просвещенной Европы Тургенев является писателем, населившим огромную восточную империю современными людьми. Достоевский — настоящий скиф, подлинный варвар без капли античной крови в своих жилах. Толстой считает, что мир не зависит от науки или искусства, и ищет идеал в низших классах. Россия была для Чехова великой больницей, пациенты которой, палата за палатой, проходили мимо него. Незаурядная жизнь Кропоткина: идиллия и трагедия, драма и роман.
|