ШЮРЕР (Schurer) Эмиль
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ШЮРЕР (Schurer) Эмиль (1844-1910), нем. протестантский историк, исследователь
*междузаветного периода. Род. в Аугсбурге. Учился в ун-тах Эрлангена, Берлина
и Гейдельберга. Получив докторскую степень (1868) за диссертацию о *Шлейермахере,
занял место преподавателя, а затем проф. НЗ (Гиссенский, Кильский и Геттингенский
ун-ты). По воззрениям был близок к *либерально-протестантской школе, в частн.,
к *Гарнаку, вместе с к-рым редактировал журнал «Theologische Literaturzeitung».
Важнейшая работа Ш., труд всей его жизни «История иудейскоro народа во времена
Иисуса Xpиcтa» («Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi», Lpz.,
1886-90, Bd.1-2). Этот энциклопедич. свод сведений служил библ. науке в течение
почти целого столетия. Он содержит обзор источников, историю иудеев от Маккавейского
восстания до Бар-Кохбы (135 н.э.), рассматривает культурное состояние *Палестины
и *диаспоры, описывает религ. институты, *течения и секты в библ. истории
(в т.ч. *мессианизм). Книга снабжена обширной библиографией и научным аппаратом.
В 1964 по инициативе *Раули и под ред. *Блека была создана комиссия по новому
англ. переводу этой книги. В этом переводе (1973-79) были учтены новейшие исследования,
данные библ. *археологии, уточнены ссылки, добавлены новые разделы (в частн.,
о *Кумранских текстах). Ввиду справочного, информац. характера книги переводчики
не отмечали, где кончается текст самого Ш., а где начинаются добавления и исправления.
Т.о., в своей модернизиров. форме труд остается по-прежнему уникальным историч.
пособием (лишь часть охваченного Ш. периода отражена в трудах *Хенгеля). Кроме
того, Ш. принадлежит монография «Проповедь Иисуса в ее отношении к Ветхому
Зaветy» («Die Predigt Jesu Christi in ihrem Verhaltnis zum Alten Testament», Darmstadt,
1882), в к-рой, в частн., показана преемственность между евангельским учением
и учением ап. Павла, а также очерк «Мессианское самосознание Иисуса Xpиcтa»
(«Das messianische Selbstbewusstsein Jesu-Christi», Gott., 1903), излагающий характерную
для либерального протестантства концепцию о том, что Христос лишь воспользовался
традиционными представлениями *мессианизма, чтобы возвестить абсолютно новое и
уникальное нравств. учение.
u Lehrbuch der neutestamentlichen Zeitgeschichte, Lpz, 1873; в рус. пер.: Иудеи
в Боспорском царстве и общества «почитателей Бога всывышнего», «Евр. Старина»,
1916, вып.II-III; Александрия (египетская) древняя, ЕЭ, т.1.
l LТК, Вd.9; RGG, Bd.5, S.1150. |