Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы.
Павел Иванович Алфеев
(1846 - 1918), протоиерей, духовный писатель.
Алфеев П. От Гефсимании до Голгофы. Рязань. 1915.
Родился 6 января 1846 года в селе Дегтяном Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Ивана Стефановича Алфеева и его жены Татьяны Агафоновны.
В 1867 году окончил Рязанскую духовную семинарию по первому разряду.
Поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия 30 июня 1871 года.
Был определен в Курскую духовную семинарию преподавателем Священного Писания Нового Завета в классах высшего отделения.
17 сентября 1872 года, по прошению, был переведен в Рязанскую духовную семинарию преподавателем по тому же предмету.
Cо 2 сентября 1873 по 1879 год состоял членом Педагогического собрания Правления Семинарии. По поручению семинарского Правления обучал учеников гимнастике.
13 июня [1] 1875 года был рукоположен во священника к Александровской церкви при больнице города Рязани. 1 августа того же года был определен законоучителем Рязанского Дома трудолюбия.
В 1876 году был назначен членом Рязанского епархиального цензурного комитета, в 1879 году - Церковно-исторического комитета Рязани.
С 5 февраля 1881 года преподавал в семинарии также и французский язык.
В 1884 - 1893 годах состоял наблюдателем церковно-приходских школ по 1-му Рязанскому округу.
25 мая 1892 года был рукоположен во протоиерея.
22 января 1893 года был перемещен в Архангельскую церковь при Рязанском исправительном арестантском отделении.
В 1908 году вышел в отставку и преподавал французский язык в Рязанской духовной семинарии.
Занимался большой благотворительной деятельностью. На протяжении многих лет он состоял духовником при двух отделениях Лазарета Красного Креста, жертвовал 3% своего жалованья в пользу общества попечения о больных и раненых воинах, неоднократно отдавал свои средства на устройство добровольного флота, за что получал благодарности от Священного Синода, Государя, Наследника и Государыни.
В 1918 году приехал в родное село Дегтяное.
Из письма протоиерея Павла Алфеева архиепископу Рязанскому и Зарайскому Иоанну (Смирнову):
"И.о. священника в селе Дегтяном Спасского уезда, о. Иоанн Кикин утруждал Ваше Преосвященство своим прошением дать ему помощника или перевести в другой приход, так как он, при своей болезненности, не в силах выполнять всех треб в двухштатном приходе. Вместе с тем, он жаловался на прихожан, что они не выполняют его капризных требований относительно квартиры, угрожая им своим уходом. С другой стороны, прихожане выражают ему свое полное недовольство им за его грубое и презрительное отношение к ним, за его крайне небрежное служение... Вашему Преосвященству благоугодно было поручить о. Благочинному 3 Спасского округа священнику Петру Соборову принять меры к умиротворению прихода. Во исполнение резолюции Вашего Высокопреосвященства о. Благочинный 14 августа приезжал в село Дегтяное, но без всяких результатов".
Через несколько дней благочинный попросил о. Павла принять участие в умиротворении прихожан, и тот согласился принять на себя исполнение треб в первой половине прихода. Прихожане с радостью приняли это и благодарили его, но, как пишет о.Павел, "таким заявлением моим остался недоволен о.Кикин... от меня стал требовать официального разрешения на требоисполнение. Ввиду всего вышеизложенного я покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство дать мне формальное разрешение на требоисполнение... При сем считаю долгом заявить, что настоятельства в приходе я не домогаюсь и не желаю... 28 августа 1918 г." Такое разрешение архиереем ему было дано, и он остался в своем родном селе.
Осенью 1918 года в селе Санском Спасского уезда Рязанской губернии поднялось крестьянское восстание против большевиков. Крестьяне упросили о. Павла отслужить молебен на "начало дела". Он их благословил, но сам не участвовал. Когда восстание было подавлено, он был схвачен вместе с прочими и отведен к опушке леса, где был расстрелян. Перед расстрелом он помолился и, став на колени, воскликнул: "Господи, в руки Твои предаю дух мой!".
Награды
наперсный крест
орден св. Анны 2-й и 3-й степени
знак Красного Креста
Труды
Автор многочисленных богословских статей, слов и речей. Обращался к истокам христианства, описывая воздействие евангельской проповеди на души язычников и мужество самих проповедников; анализировал и сопоставлял с христианством мусульманские верования, исследовал причины русского раскола, обличал сектантские лжеучения, показал разрушительный характер религиозных идей Л. Н. Толстого, а также секты пашковцев. В журнале "Миссионерский сборник" публиковал обзоры периодической печати по вопросам сектантства и миссионерской деятельности. Многие его слова и речи являлись откликами на важнейшие события жизни русского обществ в конце XIX - начале XX веков: убийство императора Александра II (Ряз. ЕВ. 1881. № 8), распространение нигилизма и др.
Пасха: Празднование Пасхи у древних евреев и религиозно-нравственное значение оного в жизни еврейского народа // Ряз. ЕВ. 1873/74. № 17-18, 23-24
Последние часы земной жизни Иисуса Христа // Там же. 1885. № 8, 14-15; 1886. № 19-20; 1891. № 11-17, 19-21; 1892. № 4
Что такое миссионерство? // Там же. 1889. № 3-5
Касимовская противомусульманская миссия. Рязань, 1889
Ответ на догматические заблуждения современных раскольников // МОб. 1896. № 5
Против увлечения спиритизмом // Миссионерский сб. 1897. № 4. С. 1-8
Новый способ распространения лжеучения пашковцев: (Разбор двух брошюр «Сборник статей духовного содержания». Ч. 1-2. М., 1891) // Там же. 1897. № 5-6
Разрушительный характер учения графа Л. Н. Толстого // Там же. 1898. № 3-4
Мусульманская молитва // Там же. 1898. № 6
Ответ на заблуждения современных сектантов по брошюрам их // МОб. 1899. № 1-5
Критический разбор сочинений графа Л. Н. Толстого: 1) «Краткое изложение Евангелия» и 2) «Соединение и перевод четырех Евангелий» // МОб. 1907. № 2
Иуда предатель. Рязань, 1915
На Голгофе. Рязань, 1915
Перепись Квириния как неизгладимый исторический документ неопровержимой достоверности евангельских событий. Рязань, 1915