ШЛАТТЕР (Schlatter) Адольф
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
ШЛАТТЕР (Schlatter) Адольф (1852-1938), швейц.-нем. протестантский богослов,
библеист и философ. Род. в Швейцарии в семье баптистского проповедника, однако
под влиянием матери стал членом реформатской общины. Высшее филос. и богосл. образование
получил в Базеле и Тюбингене. Был пастором в Цюрихе, а затем преподавал богословие
в Берне, Грейфсвальде, Берлине и Тюбингене, где сблизился и сотрудничал с *Гарнаком.
Ему принадлежит нем. пер. НЗ (1931), ряд исследований и толкований на Евангелия
и Послания. Ш. стремился избегать как рационализма *либерально-протестантской
школы экзегезы, так и протестантской неоортодоксии, глашатаем к-рой был *Барт.
Будучи реформатом, он активно сотрудничал с лютеранами, считая, что гл. в каждой
конфессии — это верность Иисусу Христу. Ш. внес значит. вклад в изучение *иудейства
*междузаветного периода и религ. фона евангельской истории. Этот фон был учтен
Ш. в его «Богословии Нового Завета» («Die Theologie des NT», 1909-10). Ш. был
убежден в апостольском происхождении всего Четвероевангелия (в этом Ш. сближается
со взглядами своего современника *Муретова). По мнению Ш., евангелисты дополняют
друг друга, а противоречия между ними в основном кажущиеся. Признавая роль критич.
изучения Библии, Ш. настаивал на том, чтобы *исагогика и *герменевтика не превращались
в «светские» дисциплины, а были проникнуты духом веры. Вопреки сложившейся среди
либеральных протестантов традиции, Ш. отрицал «эллинистический» характер Ин. В
исследовании «Евангелист Иоанн» («Der Evangelist Johannes», Stuttg., 1930) Ш.
предвосхитил выводы, сделанные после открытия *Кумранских текстов. Знаток иудейства,
он показал тесную связь 4-го Евангелия с раввинистич. письменностью. Взгляды
Ш., не пользовавшиеся популярностью при жизни, впоследствии нашли немало приверженцев.
u Der Glaube im Neuen Testament, Leiden, 1885; Einleitung in die Bibel, Stuttg.,
1889; Zur Topographie und Geschichte Palastinas, Stuttg., 1883; Der Romerbrief
ausgelegt fur Bibelleser, Stuttg., 1895; Geschichte Israels von Аlехаnder dem
Grossen bis Hadrian, Stuttg., 1900; Die Geschichte des Christus, Stuttg., 1921;
Die Theologie der Apostel, Stuttg., 1922; Der Evangelist Matthaus, Stuttg., 1929;
Das Evangelium des Lukas, Stuttg., 1931; Die Theologie des Judentums nach dem
Bericht des Josefus, Gutersloh, 1932; Der Brief des Jakobus, Stuttg., 1932; Paulus,
Stuttg., 1934; Markus, der Evangelist fur die Griechen, Stuttg., 1935; Die Kirche
dеr Griechen im Urteil des Paulus, Stuttg., 1936; Реtrus und Paulus, Stuttg.,
1937.
l S t a n g e E. (hrsg.), Die Religionswissenschaft der Gegenwart
in Selbstdarstellungen, Lpz., 1925, Bd.1; *Н а r r i n g t о n W., The Path
of Biblical Theology, Dublin, 1973; LTK, Bd.9; ОDСС, р.1242; ТТS; RGG, Bd.5. |