ВРЕДЕ (Wrede) Вильям
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВРЕДЕ (Wrede) Вильям (1859-1906), нем, исследователь НЗ, близкий
к идеям *либерально-протестантской школы экзегезы. Учился у Геттингене,
где потом получил должность инспектора богосл. школы. В 1893-1906
— проф. НЗ в ун-те Бреслау. А. *Швейцер включает В. в список
авторов 18-19 вв., пытавшихся дать реконструкцию жизни и учения
*«исторического Иисуса». В. утверждал, что для понимания Евангелия
необходимо изучить не только канонич. книги ВЗ, но и весь имеющийся
корпус иудейской письменности и эллинистич. влияния, к-рые в ней
отразились. «Именно иудейство, — писал он, — а не просто Ветхий
Завет, является, с точки зрения религиозной истории, фундаментом
христианства».
В своей широко известной работе «Мессианская тайна в Евангелиях»
(«Messiasgeheimnis in Evangelien», G"tt., 1901) В. впервые подверг
критике оценку Ев. от Марка как непосредств. и достоверного свидетельства
о жизни Христа (каковым его считали сторонники *двух источников
теории). В. справедливо отметил, что в этом Евангелии мы имеем не
просто воспоминания (хотя В. признает, что в нем можно найти «следы»
воспоминаний ап. Петра), но что это Евангелие написано уже в свете
*христологии ранней Церкви. Из этого факта В. сделал весьма спорный
вывод: «Евангелие Марка относится к истории догматов», и все, что
в нем касается христологии, есть «наносные пласты». По мнению В.,
«задача науки — где только возможно — счистить их». Будучи сторонником
*рационализма, В. полагал, что Иисус не мог предсказать Своих страданий.
По мнению В., Иисус не объявлял Себя Мессией; таковым Его признали
ученики в послепасхальный период. В. строил всю свою теорию на идее
послепасхального мессианства, однако не мог дать удовлетворит. объяснения,
каким образом оно возникло. Вслед за *Штраусом он рассматривал повествование
о Христе в Евангелиях как сплетение фактов Его жизни и черт, заимствованных
из мессианских верований той эпохи. «Это изложение идеи, а не исторического
развития», — писал он. Чтобы согласовать свою веру в мессианство
Иисуса с тем, что Сам Он не считал Себя Мессией, ап. Марк, по мнению
В., якобы и изобрел «мессианскую тайну», т. е. всюду подчеркивал
нежелание Иисуса открывать Свое мессианство. Между тем в контексте
еванг. истории сама «мессианская тайна» вполне может быть понята
и без неприемлемой для христианского сознания гипотезы В. Христос,
действуя иначе, чем Мессия народных поверий, сначала должен был
заявить о Себе как об Учителе. И лишь тогда, когда Он был отвергнут
даже в этом качестве, накануне Своих Страстей Он открыто провозгласил
Себя Мессией.
В небольшой, но имевшей резонанс книге «Павел» («Paulus», Halle,
1904) В. ярко обрисовал личность и жизнь апостола язычников, но
отверг какую бы то ни было преемственность между учением Христа
и учением Павла и в связи с этим поставил вопрос: откуда ап. Павел
черпал свою веру? Не признавая христианского учения о мистич. присутствии
Христа в мире после Его Воскресения, В. вынужден был искать внешние
источники для «павлинизма», и ему казалось, что он нашел их в иудейско-гностич.
мифе о небесном Спасителе. «Павел, — утверждал В., — верил в подобное
небесное существо, в Божественного Христа прежде, чем он уверовал
в Иисуса». Однако эта гипотеза, столь популярная среди богословов
*религиозно-исторической школы и позднее повлиявшая на экзегезу
*Бультмана, не имеет основания в древних дохрист. источниках. Одним
из результатов работы В. явилось стремление комментаторов уделять
больше внимания богословию самих евангелистов, а не считать их простыми
механич. компиляторами. Эта тенденция повлияла на формирование *«истории
редакций» школы.
u Die Echtheit des zweiten Thessalonicherbriefs, Lpz., 1903; в
рус. пер.: Павел, М., 1907; Происхождение книг НЗ: Публичные лекции,
М., 1908;
l RGG, Bd. 6, S. 1822; S c h w e i t z e r A., GLJF, S.368-89;
ODCC, p.1501.
|