ВАСИЛИЙ (Дмитрий Иванович Богдашевский)
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВАСИЛИЙ (Дмитрий Иванович Богдашевский), архиеп. (1861-1933),
рус. правосл. церк. писатель, экзегет. Род. в семье священника Волынской
епархии. Учился в Волынской ДС. Окончил КДА, где впоследствии преподавал
Свящ. Писание НЗ. Защитил магистерскую дисс. «Лжеучители, обличаемые
в Первом послании ап. Иоанна» (К., 1890). С 1915 почетный член Петроградской
и Каз. ДА. Овдовев, принял монашество с именем Василий и был хиротонисан
во епископа. С 1925 архиепископ. В 20-е гг. В. выступал как решительный
противник «обновленчества» и др. расколов. Скончался в Киеве.
Глубокий знаток древних языков, В. был основательно знаком с зап.
лит-рой по НЗ. О своих принципах работы В. писал: «При внимательном
изучении обширной западной литературы... нашими всегдашними руководителями
в решении труднейших исагогических и экзегетических вопросов были
отцы и учители Церкви». По словам В., он «больше всего чужд какого
бы то ни было так модного теперь оригинальничанья и везде старался
держаться строго научной положительной точки зрения, оправдываемой
историческим церковным преданием».
В своей магистерской работе В. поставил вопрос, к-рый и поныне
остается спорным в новозав. науке: каков был характер первых ересей,
волновавших христианство на исходе 1 в.? По мнению В., эти лжеучения
носили преимущественно гностич. характер.
Докторская дисс. В. «Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетич.
исследование» (К., 1904) построена не только на переработке всей
предшествующей лит-ры по данному вопросу, но и на сличении десятков
рукописей НЗ из библиотек С.-Петербурга, Москвы и Киева. Книга делится
на две части: в первой рассмотрено происхождение Посл. к Ефесянам,
а во второй дан подробный к нему комментарий. Первая часть является
наиболее полным в рус. библеистике того времени сводом мнений об
адресате послания и его датировке. В. убедительно защищает подлинность
Послания, полемизируя с теми, кто отрицал, что оно было адресовано
ефесским христианам.
Другой крупной работой В. является кн. «Ев. от Матфея. Критико-экзегетич.
исследование» (К., 1915). Она построена так же, как и труд о Посл.
к Ефесянам, т. е. сначала дается обстоятельный разбор исагогич.
теорий, а затем толкование Евангелия. В отличие от большинства совр.
ему авторов В. считал, что оригинальным языком Ев. от Матфея был
не *арамейский, а *древнееврейский. Эта т. зр. благодаря обнаруженным
кумранских текстам находит сегодня все больше сторонников.
В. был необычайно плодовитым писателем: перечень его трудов включает
десятки названий.
u Объяснительные замечания к наиб. трудным местам Соборного посл.
св. ап. Иакова, К., 1894; Закон и Евангелие, К., 1899; О Евангелиях
и еванг. истории, К., 1902; К изучению кн. Деяний апостольских.
Рецензия [на кн.: Артоболевский И. Первое путешествие св. ап. Павла
с проповедью Евангелия..., Серг. Пос., 1900], К., 1902; Неповрежденность
Посл. св. ап. Павла к Римлянам, Труды КДА, 1904, № 6; Тайная вечеря
Господа нашего Иисуса Христа, К., 1906; Пасха страстей Христа Спасителя,
т а м ж е; О личности св. ап. Павла, К., 1906; Послание св.
ап. Иакова, Труды КДА, 1907, № 10-11; Посл. св. ап. Иуды, Труды
КДА, 1908, № 11; Посл. св. ап. Павла к Евреям, Труды КДА, 1905,
№ 3;
Критические этюды по НЗ, Труды КДА, 1908, № 4; Второе Соборное
посл. св. ап. Петра, Труды КДА, 1908, № 7; Историч. характер кн.
Деяний апостольских, Труды КДА, 1909, № 11; Об источниках кн. Деяний
апостольских, Труды КДА, 1910, № 10; Экзегетич. заметки, вып.
1-6, К., 1904-10; Рецензия [на кн.: Баженов И. Характеристика Четвертого
Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении
Евангелия, Каз., 1907], Труды КДА, 1910, № 9; Опыты по изучению
Свящ. Писания НЗ, вып.1-2, К., 1909-11; К изъяснению Первого послания
св. ап. Павла к Коринфянам, Труды КДА, 1911, № 4,5; Хронология кн.
Деяний апостольских, Труды КДА, 1911, № 1; Вход Господень в Иерусалим
по сказанию св. евангелистов, СПб., 1911; Отношение ко Христу Спасителю
книжников и фарисеев, Труды КДА, 1912, № 5; Христос Спаситель в
окрестностях Вифсаиды Юлии, Труды КДА, 1913, № 1; Христос Спаситель
в земле Геннисаретской, в пределах Тира и Сидона и в Десятиградии,
Труды КДА, 1913, № 3; Христос Спаситель в Гефсимании, К., 1913;
Христос Спаситель в пределах Магдалинских, в Вифсаиде и в окрестностях
Кесарии Филипповой, Труды КДА, 1913, № 7/8; Последнее пребывание
Христа Спасителя в Галилее: Мф 17:1 — 18:35 и паралл., Труды КДА,
1913, № 10,11; Последние путешествия Христа Спасителя в Иерусалим:
Мф 19:1-20:34; Мк 10:1-52; Лк 18:15-19, 28, Труды КДА, 1914, № 1,
3; Воскресение Христа Спасителя и явления Воскресшего. Вознесение
Господа на небо: Лк 24:50-53; Деян 1:9-12; Мк 16:19, Труды КДА,
1915, № 5; К изъяснению Ин 3:1-6, Труды КДА, 1917, № 3/8; Неповрежденность
Четвертого Евангелия, Труды КДА, 1917, № 9/12.
l М а н у и л. РПИ, т. 2; ПБЭ, т. 2, с.727-29; B i d n o
w W., Episkop Wasilij Bohdaszewski, 1933, № 2.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Архиепископ Василий (в мире Димитрий Иванович Вогдашевский) родился 19 октября 1861 года в селе Завидове Волынской губернии. Первоначальное образование получил в Волынской Духовной семинарии. По окончании Киевской Духовной Академии в 1886 году был оставлен в Академии. В 1890 году он защитил магистерскую диссертацию «Лжеучители, обличаемые в 1-м Послании святого Апостола Иоанна». В 1902 году Димитрий Иванович был назначен профессором по кафедре Священного Писания Нового Завета, а в 1904 году утвержден в степени доктора богословия за диссертацию «Послание святого Апостола Павла к ефесянам», которая была построена на сличении десятков рукописей Нового Завета, хранившихся в библиотеках Санкт-Петербурга, Москвы, Киева. В 1905 году он был назначен сверхштатным ординарным профессором, а в 1907 году — штатным ординарным профессором. В 1909 году Димитрий Иванович был назначен инспектором Киевской Духовной Академии, с января 1910 года — редактором журнала «Труды Киевской Духовной Академии».
5 сентября 1910 года он принял священный сан, а 26 сентября возведен в сан протоиерея. В 1913 году, овдовев, принял монашество с именем Василий и был возведен в сан архимандрита. С 29 июля 1914 года архимандрит Василий — ректор Киевской Духовной Академии и настоятель
231
Киево-Братского Богоявленского монастыря. 6 августа 1914 года архимандрит Василий в городе Киеве был хиротонисан во епископа Каневского, первого викария Киевской епархии.
В 1914 году епископ Василий был избран почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение к многолетней и плодотворной деятельности его и многочисленным научно-литературным трудам по Священному Писанию Нового Завета». В 1915 году епископ Василий был также избран почетным членом Санкт-Петербургской и Казанской Духовных Академий. Епископ Василий был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии. В 1925 году был возведен в сан архиепископа.
Архиепископ Василий — выдающийся богослов и духовный писатель. По отзыву митрополита Мануила, «в дни лихолетья» в Киеве архиепископ Василий был столпом православия, своими убедительными и всем доступными проповедями ограждал Святую Церковь от обновленцев».
Архиепископ Василий скончался 25 февраля 1933 года в Киеве.
Печатные труды
: 185. Блаженства Господни. Евангельская Правда и «правда» довременного социализма: Чтение в Киевском православном рели-гиозно-просветит. обществе 21 нояб. 1908 г. — Киев: Тип. «Петр рарский», 1909. — 34 с.
186. Воскресение Христа Спасителя и явление Воскресшего (Мф. 29, 1—20 и парал.]. Вознесение Господа на небо (Лк. 24, 50 — Мк. 16, 19) // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1915. — Май. — С. 1—36.
187. Второе Соборное послание Апостола Петра // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1908. — Июль.
188. Вход Господень в Иерусалим: Чтение 11 апр. 1910 г. в собрании Киевского отделения Православного палестинского общества. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1910. — 25 с.
189. Вход Господень в Иерусалим, по сказаниям святых Евангелистов. — СПб.: Тип. Киршбаума, 1911. — 12 с.
190. Греческие софисты //Тр. Киев. Духов. Акад. — 1897. —Авг.
232
191. Действительность воскресения мертвых, по учению св. Апостола Павла // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1902. — Янв.
192. Деятельность Христа Спасителя от Входа в Иерусалим до Пасхи страданий (Мф. 21, 1—26 и парал.) // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1914. — Май, нояб. — С. 11, 213.
193. Евангелие как основа жизни: (По поводу современных социально-экономических вопросов). — 2-е изд. — Киев: Тип. Горбунова, 1907. — 30 с.
194. Евангелие от Матфея: Критико-экзегетическое исследование. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1915. — 10, 29, 527 с.
195. Закон и Евангелие: (Против гр. Л. Толстого). — Киев: Тип. Горбунова. 1899. — 22 с.
196. Из истории греческой философии. 1. Об источниках к изучению философии Сократа. 2. Греческие софисты. 3. Учение Платона о знании. — Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1898. — 11, 173 с.
197. Исторический характер Книги Деяний Апостольских // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1909. — Нояб.
198. К изъяснению Евангелия от Иоанна 3, 1—6 // Тр. Киев. Духов. Акад. — Март.
199. К изъяснению 1-го Послания св. Апостола Павла к корин-фянам(1, 18—6,20) //Тр. Киев. Духов. Акад. — 1911.—Апр.— май.
200. Критико-библиографические заметки: (К характеристике современного рационализма). — Киев: Тип. Горбунова, 1897. — 16 с.
201. Критические этюды по Новому Завету //Тр. Киев. Духов. Акад. — 1908. — Нояб.
202. Лжеучители, обличаемые в 1-м Послании св. Апостола Иоанна. — Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1890. — 11, 192 с.
203. Неповрежденность Послания св. Апостола Павла к римлянам // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1904. — Июль.
204. Неповрежденность четвертого Евангелия // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1917. — Сент. — дек.
233
205. Несколько слов о теософии: Из чтений в Киевском православном религиозно-просветит. обществе 9 сент. 1912 г. — Киев, 1912.— 11 с.
206. Новый труд по истории философии. — Киев.: Тип. Корчак-Новицкого, 1894. — 55 с.
207. О взаимном отношении философии и естествознания: Речь, поизнесенная на годичном акте Киевской Духовной Академии 26 сент. 1894 г. — Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1894. — 42 с.
208. О 2-м Послании св. Апостола Павла к коринфянам // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1902. — Июль.
209. О Евангелиях и Евангельской истории: (Против современного рационализма) // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1902. — № 2. —
С. 269—302
То же. — Киев, 1902. — 36 с
То же. — Киев: Тип. Горбунова, 1907.
210. О Евангельских чудесах: (Заметка против рационалистов и, в частности, против графа Л. Толстого). —Киев: Тип. Горбунова, 1900.—21с.
211. О значении Церкви: Речь в торжественном собрании Киевского религиозно-просветит. общества 17 окт. 1913 г. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1913. — 10 с.
212. О книге М. Манассиновой «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования». СПб., 1894: Рец. — Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1896. — 14 с.
213. О личности св. Апостола Павла: Чтение в Киевском религиозно-просветит. обществе 30 окт. 1905 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1906. — 16 с.
214. О причинах современного неверия. — Киев: Тип. Барского, 1910. — 19 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1910.
215. О христианской благотворительности: Чтение в Киевском религиозно-просветит. обществе 14 окт. 1907 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1908. — 14 с.
216. О Церкви: (По поводу современных религиозных вопросов): Чтение, предложенное в публичном собрании Киевского религиозно-просветит. общества 19 дек. 1903 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1904. — 32 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1904.
234
217. Об источниках к изучению философии Сократа // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1896. — Авг.; 1897. — Июнь.
218. Об источниках Книги Деяний Апостольских // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1910. — Окт.
219. Объяснительные замечания к наиболее трудным местам Соборного Послания св. Апостола Иакова. — Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1894. — 30 с.
220. Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета. — Киев: Тип. Барского, 1909—1911.
Вып. 1: Из Посланий св. Апостола Павла. — 1909. — 4, 269 с. Вып. 2: Книга Деяний Апостольских. — 1911. — 4, 108 с.
221. Отношение ко Христу Спасителю книжников и фарисеев // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1915. — Май.
222. Пасха страданий Христа Спасителя // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1915. — Янв.
223. Полемико-истолковательный разбор мест Священного Писания, извращаемых сектантами; Изъяснение Иак. 1, 1—18. — Киев: Тип. Чоколова. Ценз. 1898. — 10 с.
224. Послание св. Апостола Иакова //Тр. Киев. Духов. Акад. —
1907. — Окт.
225. Послание св. Апостола Иуды // Тр. Киев. Духов. Акад. —
1908. — Нояб.
226. Послание св. Апостола Павла к евреям // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1905. — Март.
227. Послание св. Апостола Павла к ефесянам: Исагогико-эк-зегетическое исследование. — Киев: Тип. Горбунова, 1904. — VIII, 703 с.
228. Последнее пребывание Христа Спасителя в Галилее // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1913. — Окт. — нояб.
229. Последний путь Христа Спасителя в Иерусалим // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1914. — Март.
230. Происхождение Евангелия от Матфея // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1915. — Окт. — нояб.
235
231. Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием // Волын. епарх. ведомости. — 1887. — №3—5.
232. Речь пред панихидою в 40-й день по кончине проф. В.Ф. Певницкого. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1911. — 5 с.
233. Речь перед началом учебных занятий, сказанная за молебствием 16 сент. 1914 г. // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1914. — Сент. — С. 17
... в 1915 году // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1916. — Янв. ... в 1916 году //Тр. Киев. Духов. Акад. — 1916. —Окт.
234. Речь пред панихидою в день годичного поминовения преосвященного Сильвестра 12 нояб. 1908 г. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1909.—5 с.
235. Речь при наречении во епископа // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1914.—Сент.
236. Речь при отпевании митрополита Киевского и Галицкого Флавиана // Прибавления к «Церков. ведомостям». — 1915. —
№47.
237. Речь, произнесенная над гробом при погребении профессора Киевской Духовной Академии М.А. Олесницкого. — Киев: Тип. Горбунова, 1905. — 5 с.
238. Речь, произнесенная при погребении профессора М.Ф. Ястребова. — Киев: Тип. Горбунова, 1906. — 5 с.
239. Речь, сказанная пред панихидою в церкви Киево-Братс-кого монастыря в день погребения архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия. — Киев: Тип. Барского, 1914. — 4 с.
240. Речь у гроба почившего профессора Киевской Духовной Академии П.И. Линицкого. — Киев: Тип. Горбунова, 1906. — 5 с.
241. Святой Иоанн Златоуст по его письмам: Чтение, предложенное в торжественном собрании Киевского религиозно-просве-тит. общества 27 янв. 1908 г. — Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1908. — 22 с.
242. Слово в Великий пяток. О любви к истине: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 15 апр. 1894 г. — Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1894. — 7 с.
236
243. Слово в Великий пяток. О похвале Крестом Христовым: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 19 апр. 1899 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1899. — 14 с.
244. Слово в день Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О христианской правде: Произнесено 6 янв. 1912 г. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1912. — 8 с.
245. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. Евангелие в его отношении к земному благоустроению: Произнесено 15 авг. 1912 г. — Киев: Тип. «Петр Барский", 1912. — 7 с.
246. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. О значении святых мест для православного христианина: Произнесено 15 авг. 1911г.—Киев: Тип. «Петр Барский», 1911. — 8 с.
247. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. О христианском смирении: Произнесено 15 авг. 1913 г. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1913.—6 с.
248. Слово в первую неделю Великого поста. О духовной христианской борьбе: Произнесено 25 февр. 1911г. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1910. — 9 с.
249. Слово в пяток первой недели Великого поста при воспоминании Страстей Христовых. О покаянии: Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 5 марта 1910 г. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1910. — 11с.
250. Слово в пяток первой недели Великого поста. О молитве: Произнесено 9 марта 1907 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1907. — 12 с.
251. Слово в пяток первой недели Великого поста. О христианском долге: Произнесено 1 марта 1913 г. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1913. — 7 с.
252. Слово в пяток второй недели Великого поста. Истина и свобода: Произнесено 3 марта 1900 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1900. — 13 с.
253. Слово в пяток второй недели Великого поста. О духовной христианской борьбе: Произнесено 20 февр. 1904 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1904. — 10 с.
254. Слово в пяток второй недели Великого поста. Радоваться или плакать?: Произнесено 24 февр. 1906 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1906. — 10 с.
237
255. Слово в пяток третьей недели Великого поста. О ложной похвале: Произнесено 7 марта 1903 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1903.— 10 с.
256. Слово в пяток третьей недели Великого поста. О христианском единении: Произнесено на пассии 15 марта 1902 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1902. — 11 с.
257. Слово в пяток четвертой недели Великого поста. Против извращения графом Л. Толстым христианства: Произнесено 13 марта 1892 г. — Киев: Тип. Корчак-Новицкого, 1892. — 10 с.
258. Слово на пассию второй недели Великого поста. О христианском единении: Произнесено 11 марта 1905 г. — Киев: Тип. Горбунова, 1905. — 10 с.
259. Слово пред панихидою по усопшим православным воинам на Байковом кладбище 19 апреля 1916 года //Тр. Киев. Духов. Акад. — 1916. — Июль — авг. — С. 3.
260. Соборное Послание Апостола Петра // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1908. — Июнь.
261. Современные враги Креста Христова: Чтение 14 сент. 1908 г. в Киевском религиозно-просветит. обществе. — Киев: Тип. Горбунова, 1908. — 13 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1903.
262. Тайная вечеря Господа нашего Иисуса Христа. — Киев: Тип. Горбунова, 1906. — 28 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1906.
263. Учение Платона о знании // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1897.—Дек.
264. Философия Канта. — Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1898.
Вып. 1: Анализ Критики чистого разума и Критики практического разума. — 1898. — 11, 158 с. — Из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1898. — Февр., май, июнь, июль, сент.
265. Христос Спаситель в Гефсимании: Чтение в торжественном собрании Православного палестинского общества 7 апр. 1913 г. — Киев: Тип. «Петр Барский», 1913. — 16 с.
266. Христос Спаситель в Гефсимании // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1913. —Апр.
238
267. Христос Спаситель в земле Геннисаретской, в пределах Тира и Сидона и Десятиградии // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1913. — Март.
268. Христос Спаситель в окрестностях Вифсаиды(Мф. 14, 1— 34 и парал.) // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1913. — Янв.
269. Христос Спаситель в пределах Магдалинских, в Вифсаи-де и окрестностях Кесарии Филипповой // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1913. — Июль — авг.
270. Христос Спаситель как чудотворец (Мф. 8, 1—9, 34 и парал.) // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1911. — Окт. — нояб.
271. Хронология Книги Деяний Апостольских //Тр. Киев. Духов. Акад. — 1911. — Янв.
272. Экзегетические заметки. — Киев: Тип. Горбунова, 1904. — 8 с.
273. Экзегетические заметки. — Киев, 1904. — 27 с.
274. Экзегетические заметки. — Киев, 1905. — 18 с.
275. Экзегетические заметки: Вып. 3—7. — Киев: Тип. Горбунова, 1907—1911. —Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — 1907—1911.
Переводы
276. Блаженного Августина «Две книги Евангельских вопросов» // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1917. — Сент. — дек.
277. Догматические Творения Тертуллиана, пресвитера Карфагенского / Пер. с предисл. и примеч. // Тр. Киев. Духов. Акад. — 1908. — Янв. — май; 1910.—Апр.
Литература о жизни и деятельности
278. Попов К.Д. Отзыв о сочинении профессора Киевской Духовной Академии Д.И. Богдашевского «Послание св. Апостола Павла к ефесянам» (Киев, 1904 г.) на соискание степени доктора богословия. — Киев, 1905. — 14 с. — Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. — Апр.
|