Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

Иннокентий (в миру Иван Васильевич Беляев)

См. персоналии.

Иннокентий Тамбовский (Беляев, ум. 1913, друг Вадковского). №58. 10 января 1906. 2, 443-472. За реформы - "под обновлённое здание великой России" надо подводить и соответствующий церковный фундамент. Предсказывает, что в будущей Думе будет преобладать интеллигенция как представитель "рабочего класса", соответственно, Дума будем учреждением критичным по отношению к Церкви, "прогрессивной, либеральной, с широкой постановкой вопросов и со свободным их решением" (2, 444). Надо реформировать Церковь снизу, чтобы встретить во всеоружие грядущее отделение от государства. "В России, по милости Божией и вследствие присущей русскому человеку преданности своей Церкви православной, отделение Церкви от государства,если бы оно совершилось, не дойдёт до открытых форм гонения" (2, 445). За участие духовенства в политике. "Быть гражданином земли Русской и не участвовать в её строении - положение несправедливое и обидное" (2, 465). Политика - "выражение всесторонней деятельности по устроению жизни мира во всех её разветвлениях на началах евангельского учения" (2, 465).

Иннокентий (Беляев Иван Васильевич), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. Родился 23 сентября 1862 г. в семье священника Владимирской епархии. Первоначальное образование получил в местном духовном училище, а затем в Владимирской духовной семинарии. В 1885 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен преподавателем русской словесности и литературы в женском епархиальном училище в г. Тобольске, а затем преподавателем в Тобольской женской Мариинской гимназии. В 1887 году назначен инспектором классов той же гимназии. Он не имел в виду предаваться монашеским подвигам, а тем более мечтать о высоком служении Церкви Божией в сане епископа. Он думал дни своей жизни окончить в тихой семейной жизни, но Господь судил иначе. Он указал ему иной путь служения. В расцвете своей педагогической деятельности и мирной семейной жизни он лишается своей супруги и детей и остается совершенно одиноким. В марте 1895 г. принимает монашество с именем Иннокентия, а 26 марта рукополагается во иеромонаха, возводится в сан архимандрита и назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Здесь он, кроме ректорства, назначается председателем епархиального училищного совета, председателем комитета Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству народных чтений и т.п. Все эти учреждения под его председательством широко развивали свою деятельность. Трудясь на общественной деятельности, он, однако, не оставлял научных занятий. В 1898 году он выпустил капитальный ученый труд, посвященный вопросу “О пострижении в монашество”, за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему ученую степень магистра богословия. 1 августа 1899 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротония состоялась в СПБ в Исаакиевском кафедральном соборе. 10 декабря 1901 г. назначен епископом Нарвским, викарий СПБ епархии. 8 февраля 1903 г. - епископ Тамбовский и Шацкий. В этом же году награжден панагией с драгоценными камнями. Здесь его административный талант, усугубленный постоянным трудом и опытом, развертывается шире и шире. Тотчас по назначении на Тамбовскую кафедру ему выпадает на долю принять самое деятельное участие в приготовлениях, а затем и в самом торжестве прославления мощей преподобного Серафима Саровского. Знаменательные труды, подъятые по этому поводу, новым епископом, и явленная им здесь энергия, распорядительность, предусмотрительность сразу выдвинули его, как выдающегося духовного администратора, и стали общепризнанными. На Тамбовской кафедре он пробыл пять лет и успел за этот период времени многое сделать для Тамбовской епархии. Так, им восстановлено, в целях наилучшего управления епархией и наибольшего развития архипастырского влияния на паству, Козловское викариатство, перед тем вдовствовавшее в течение более тридцати лет. В целях более широкого развития и лучшей постановки миссионерского дела в епархии, местное Казанско-Богородичное братство преобразовано им на более широких и деятельных началах; по возможности все духовенство привлечено к участию в делах миссии; оживилась церковная проповедь, возросло пастырское влияние, умножились церковные школы и христианское просвещение народа, развились и окрепли приходские попечительства. В самом городе Тамбове заботами Преосвященного Иннокентия перестроен епархиальный собор, устроено обширное, поместительное женское епархиальное училище, воздвигнуты здания свечного епархиального завода и т.п. Трудясь для Тамбовской епархии, немало потрудился он за этот период времени и по делам общецерковным. Выдающиеся его административные способности и опытность по достоинству оценивались высшей духовной властью и неоднократно возлагались на него, в последнее время, различные важнейшие поручения. Дважды он вызывался в Святейший Синод для участия в его заседаниях, призван был также к деятельному участию в трудах Предсоборного присутствия. В 1907 году ему была поручена Святейшим Синодом ответственная ревизия дела Владикавказского епархиального управления, а в 1909 году такая же ревизия в Екатеринославской епархии. С 7 декабря 1909 г. - архиепископ Карталинский и Кахетинский. Экзарх Грузии и член Св. Синода. 14 ноября 1910 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 29 сентября 1911 г. - почетный член Московской духовной академии, а с 1912 года и Казанской. Скончался 9 сентября 1913 г. в СПБ в доме Духовного Ведомства от паралича сердца. В самый день кончины он еще занимался делами и приобщился Св. Христовых Таин. В девять часов вечера лег в постель и почувствовал себя дурно. Подозвав своего келейника, он едва успел сказать “Ива, я умираю” и тотчас скончался. Погребен, согласно желанию, на братском кладбище Александро-Невской Лавры, рядом с могилой митрополита Антония. Духовный писатель. Ближайший друг и ученик митрополита Антония (Вадковского).

Труды: “Пострижение в монашество”. Опыт историко-литургического исследования обрядов и чинопоследований пострижения в монашество в греческих и русских Церквах до XVII века включительно. (Магистерская диссертация). Вильно, 1899 г. Отзыв на этот труд см. “Прав. Собес.” 1900, апрель, приложение 11 и 12. “Слова и речи” (в двух томах). СПБ, 1907. Отзыв “Приб. к “ЦВ” 1908, № 8, с. 399. “Книга Руфь”. “Вера и Разум”, 1900, № 6. 7. “Речь на епархиальном съезде духовенства 5 сентября 1909 года по поводу распространения баптизма в Тамбовской епархии”. “Приб. к “ЦВ” 1909, № 39, с. 1795. Речь, сказанная при прощании с Тамбовской духовной семинарией. “Приб. к “ЦВ” 1910, № 5, с. 180-182. “Речь, произнесенная 25 января 1910 года при вступлении в Сионский собор г. Тифлиса”. “Приб. к “ЦВ” 1910, № 6, с. 236. “Слово, произнесенное при первом посещении Тифлисской духовной семинарии и служении в храме ее 14 марта 1910 года”. “Приб. к “ЦВ” 1910, № 13, с. 581. “Слово ?? “Речь, произнесенная при вручении посоха новорукоположенному епископу Бакинскому Пимену”. “Приб. к “ЦВ” 1911, № 9, с. 368-370. “Речь на панихиде”. “Приб. к “ЦВ” 1911, № 50, с. 2157. “Слово “О благовоспитанности”. “Приб. к “ЦВ” 1912, № 7, с. 229. Слово, произнесенное при вступлении в Телавский собор в Кахетии 23 мая 1912 года. “Приб. к “ЦВ” 1912, № 24, с. 979. Слово по освящении храма во имя Святителя Иоанна Златоуста в новом здании реального училища в г. Тифлисе. “Приб. к “ЦВ” 1912, № 41, с. 1643. Речь при отпевании в Бозе почившего митр. Антония. “Приб. к “ЦВ” 1912, № 45, с. 1823. Слово пред панихидой по почившим царям. “Приб. к “ЦВ” 1913, № 10, с. 433. Архипастырское послание возлюбленным чадам Церкви Иверской и всем призывающим имя Господа нашего Иисуса Христа в пределах Закавказья. “Приб. к “ЦВ” 1913, № 11, с. 471. Речь, произнесенная пред открытием заседаний съезда законоучителей Кавказского уч. округа. “Приб. к “ЦВ” 1913, № 25, с. 1189. Слово в день памяти и преставлении св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. “Приб. к “ЦВ” 1913, № 39, с. 1760.

Литература: “Церк. Вед.” 1899, № 28, с. 239, 1901, № 50, с. 408, 1902, № 33, с. 287, 1903, № 7, с. 43, 1909, № 51-52, с. 443, 1910, № 46, с. 427, 1912, № 23, с. 237, 1913, № 18-19, с. 180-181. “Приб. к “ЦВ” 1913, № 37, с. 1655 (Экзарх Грузии Иннокентий. Некролог). “Русск. Паломн.” 1910, № 6, с. 93, 1913, № 3, с. 624 (фото). “Церк. Вестн.” 1908, № 38, с. 1191, № 45, с. 1410. “Изв. Каз. Еп.” 1912, № 38, с. 1145, № 41, с. 1242, № 43, с. 1308, № 45, с. 1380-1381, 1913, № 34-35, с. 1055, № 36, с. 1089-1090, ??? “Красн. Архив” 1928, т. 26, с. 120, 121. “Прав. Собес.” 1900, октябрь, с. 79, ноябрь, с. 586, 1901, декабрь, с. 874, 1902, май, с. 727, 1904, декабрь, с. 1156, 1907, декабрь, с. 867, 1914, февраль, с. 4, ноябрь, с. 7, 8. “Богосл. Вестн.” 1915, X-XI-XII, с. 889. “Мисс. Календ,” 1907, с. 133. “Отд. Христианин” 1908, август-сентябрь, с. 59. “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 6, 1905 г., с. 188, 1906 г., с. 178, 1910, с. 3, 26, 303. Багрецов Л. “Преосв. Иннокентий еп. Нарвский. Его последние дни в Харькове”. Харьков, 1902 г. Булгаков, с. 1399, 1412, 1414, 1416. БЭС т. I, с. 686, 945, т. II, стб. 2145. НЭС т. XIX, стб. 478, 479 и доп. т. I, с. 832.

 

Иннокентий (в миру Иван Васильевич Беляев) - Иннокентий, в миру Иван Васильевич Беляев - духовный писатель и проповедник (1862 - 1913). Воспитанник Казанской духовной академии, Иннокентий был викарием епархий харьковской и петербургской, епископом тамбовским, с 1909 г. - экзархом Грузии. Прибыв на Кавказ в трудное время после убийства экзарха Никона , Иннокентий скоро приобрел доверие населения. По своему настроению Иннокентий очень близко подходил к митрополиту Антонию и считался сторонником реформ в церкви. Все время ходили слухи о его неладах со сторонниками реакции и воинствующего клерикализма. Главные работы Иннокентия: ""Пострижение в монашество"" (Вильно, 1899, магистерская диссертация), ""Книга Руфь"" (""Вера и Разум"", 1900, № 6 - 7), ""Слова и речи"" (2 т., СПб., 1907). - См. Л. Багрецов ""Преосвящ. Иннокентий"" (Харьков, 1902); ""Экзарх Грузии Иннокентий"" (""Церковные Ведомости"", 1913, № 37).

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова