ВИНКЛЕР (Winckler) Гуго
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ВИНКЛЕР (Winckler) Гуго (1863-1913), нем. востоковед-ассириолог.
С 1892 проф. семитологии в Берлинском ун-те. Автор исследований
по истории и культуре древних народов Двуречья. В своих трудах широко
пользовался результатами археологич. раскопок на Востоке, что, однако,
не помогло В. избежать крайнего субъективизма в изложении истории.
В. считается «отцом *панвавилонизма, теории, к-рая выводила почти
все культуры Старого и Нового Света из Вавилона. Эта концепция,
вскоре полностью опровергнутая, изложена им в труде «История Израиля»
(«Geschichte Israels», Bd.1-2, Lpz., 1895-1900). В нем библ. события
представлены как вариации на тему вавилонских мифов. Авраам изображен
героем бога Луны, 12 сыновей Иакова — месяцами. Лунными богами были
якобы и Иосиф, и Моисей. Признавая историч. ядро в сказаниях о царях,
В. и их связывает с вавилонским астральным культом. Саул, напр.,
лунный герой, поскольку у него была отрублена голова (В. усматривает
здесь связь с «лунным мифом»). Давид в легенде — солнечный герой,
а в истории — поклонник Бога Яхве, Которого якобы чтил только его
клан и Который стал общенациональным только под воздействием Давида.
Проводя самые рискованные параллели, В. видит в битве Давида и Голиафа
отзвук мифа о битве богов Мардука и Тиамат. Вирсавия — это богиня
Иштар, Соломон — Солнце и т. д. Т. о., в книге В. метод *сравнит.-религ.
изучения Библии доведен до абсурда. В несколько более умеренной
форме идеи В. нашли продолжение у Фридриха *Делича.
u В рус. пер.: Зап. Азия в древние времена, в кн.: История
человечества, под ред. Г. Гельмольта, СПб., 1904, т.3; Вавилон,
его история и культура, СПб., 1913.
l См. ст. Панвивалонизм в библеистике.
|