Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

РЫБИНСКИЙ Владимир Петрович

См. Библия, библеисты.

Киевская митрополичья кафедра с половины XIII до конца XVI веков. Киев, 1891. Опись А, №898.

 

Из "Библиологического словаря" 
священника Александра Меня 
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня 

РЫБИНСКИЙ Владимир Петрович (1867-1944), рус. правосл. библеист и историк. Окончил КДА, где впоследствии был доцентом, а затем проф. по каф. Свящ.Писания (читал курс по *Историческим книгам ВЗ). С 1892 — магистр богословия, с 1913 — доктор. Принимал участие в составлении "Толковой Библии" (комментарии к Ос, Иоиль, Ам, Мих) и "Правосл. богосл. энциклопедии" (ст. Иеговисты и элогисты; Иезекииль и др.). Ему также принадлежат толкования на Кн. прор.Авдия (1909) и прор.Михея (1911), вошедшие в ТБ (т.7) а также изданные отдельно. В 20-е гг. Р. работал в евр. отделе Украинской АН. Занимался переводами с англ. языка. Умер в г.Баку. 

Основные научные интересы Р. были сосредоточены на *Второго Храма периоде. Ряд лет он занимался изучением вопроса о самарянах (см. ст. Самарянское Пятикнижие). Результаты его исследований были изложены в неск. научных статьях, напечатанных в Трудах КДА, и в обобщающей монографии, единственной в своем роде в отечеств. лит-ре: "Самаряне. Обзор источников для изучения самарянства. История и религия самарян" (К., 1913). Вопреки взгляду *Поснова, Р. не считал, что самарянство было в такой степени заражено религ. *синкретизмом эллинистич. мира, что стало источником гностицизма (см. дискуссию Р. и Поснова в "Страннике", 1916, ? 1). Р. отличала огромная эрудиция, знание вост. языков, строго научные методы работы и глубокая убежденность в том, что Библия есть подлинное Слово Божье. Он вел полемику с теориями *религиозно-исторической школы (в частн., с *панвавилонизмом *Делича Фридриха), написал ряд популярных очерков, обзоров и учебников, а также "Библию для детей" (К., 1897). Лит. наследие Р. является крупным вкладом в *русскую библеистику. 

 u Древне-еврейская суббота, К., 1892; Религиозное влияние иудеев на мир языческий в конце ветхозав. и начале новозав. истории и прозелиты иудейства, К., 1898; Заметки о лит-ре по Свящ.Писанию ВЗ за истекший год, ТКДА, 1898, ? 3, 1899, ? 5, 1900, ? 6; Историч. очерк лжемессианских движений в иудействе, К., 1901; К изъяснению Псалтири, ТКДА, 1901, ? 12; О Библии (публичное чтение), ТКДА, 1902, ? 3; Вавилон и Библия, К., 1903; Юнилий Африканский и его руководство к изучению Библии, К., 1904; К вопросу об отношении Библии к Вавилону, К., 1904; Ветхозаветные пророки, ТКДА, 1907, ? 12); По поводу новейших археологич. раскопок в Палестине, ТКДА, 1908, т.III, ? 11; О паломничестве в Иерусалим в библейские времена, К., 1909; Самарянство и Гностицизм (Ответ на критику проф. М.Э.Поснова), "Странник", 1914, ? 3, 1916, ? 1.  

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова