ФАДДЕЙ УСПЕНСКИЙ
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ФАДДЕЙ (Иван Васильевич Успенский), еп. (1872-1937), рус. правосл.
церк. деятель и библеист. Род. в Нижегород. губернии. Окончил МДА
(1896), где был оставлен профессорским стипендиатом. В 1897 принял
сан иеромонаха и назначен преподавателем в Смоленскую ДС. Затем
был инспектором Минской и Уфимской ДС, а с 1903 — ректором Олонецкой
ДС. Хиротонисан в 1908 во еп. Владимиро-Волынского, викария Волынской
кафедры. В 1919-22 управлял Волынской епархией. С 1922 по 1937 последовательно
занимал Астраханскую, Пятигорскую, Калининскую и Костромскую кафедры.
В период «обновленческой» смуты сохранил верность Патриаршей Церкви.
Скончался в Калинине. Был известен как знаток церк. устава, молитвенник
и аскет.
Магистерская диссертация Ф., защищенная им в МДА в 1901,
была посвящена критике теории о *Второисайе и *Тритоисайе («Единство
книги пророка Исайи», Серг.Пос., 1901). В ней Ф. указывал, что во
всей книге пророка отмечается богословское единство (темы спасения,
Мессии, *Остатка и др.), прослеживается единство стиля и системы
образов (виноградник, пустыня и др.). Не сохранилось древних свидетельств
о коллективном *авторстве Ис; напротив, самое раннее (ок.200 до
н.э.) свидетельство приписывает книгу одному автору (Сир 48:22-25).
Это предание отражено и в НЗ (напр., Лк 4:17-19; Деян 8:28-33),
и в святоотеч. письменности. Упоминание во 2-й части Ис царя Кира,
жившего на 200 лет позднее прор.Исайи, Ф. объясняет пророч. даром
предвидения. *Карташев характеризует труд Ф. как «последнюю попытку
русской богословской школы отстоять единство книги прор.Исайи».
По его мнению, «после этой добросовестно-трудолюбивой попытки отстоять
безнадежную позицию традиционной школы мы можем с чистой совестью
уступить поле, завоеванное библейской критикой, чтобы не растрачивать
более и без того наши малые силы на предприятия безнадежные и приложить
их ко многой, необъятной жатве, у к-рой деятелей мало».
u Библейский рационализм и борьба с ним правосл. богословия, «Вера
и Церковь», 1900, № 9; По поводу статьи «Раб Иеговы» (Исайи 40-66)
В.Н.Мышцина, БВ, 1905, № 11.
l М а н у и л. РПИ, т.6.
|