Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

ИОСИФ ПЕТРОВЫХ

Протоколы его допросов. Письма 1907-1917. Очерк Лемешевского; Шкаровского, 2001. Кротов кратко, 2007.

Подборка его документов в монографии Сахарова и Сикорской, 2006. Сама монография.

1927 г. Письмо митрополита Ленинградского Иосифа архимандриту Льву Егорову) с критикой Декларации 1927 г.


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня - К указателю по Новому Завету в целом. - Библия.

ИОСИФ (Иван Семенович Петровых), митр. (1872-1938), рус. правосл. духовный писатель и церк. деятель. Род. в г.Устюжне, Новгородской губ.; выпускник МДА (1899), где с 1900 утвержден и.д.доцента по кафедре библ. истории. В 1901 принял монашество. В 1903 защитил магистерскую дисс. об *Иосифе Флавии. С 1906 по 1909 управлял Яблочинским и Юрьевым монастырями. Хиротонисан во еп. Угличского в 1909; с 1920 архиеп.Ростовский, викарий Ярославской епархии. С 1926 митр. Ленинградский. В 1928 возглавил церк. группировку, получившую название «иосифлянского раскола». Был сослан, а затем расстрелян.

Наиболее ценным библ. трудом И. является его дисс. «История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия» (Серг.Пос., 1903). До открытия памятников *Древнего Востока книги Флавия были почти единств. внебибл. источниками по свящ. истории; но и после этих открытий данные иудейского писателя не потеряли своего значения. Однако при пользовании ими необходим критич. подход к Флавию как историку. «Представить полное его обследование, — писал И., — в целом объеме его обширного материала, забраковав негодное, установить важное — вот задача задуманного исследования, которое избавляло бы пользующегося Иосифом от необходимости всякий раз справляться с его компетентностью, всякий раз ставить вопрос о его добросовестности и достоверности там, где иногда достаточно простого указания на специальное исследование». И. подчеркнул две крайности в оценке Флавия — *гиперкритицизм и полное доверие. «Понадобились, — писал И., — до унизительности рабские преклонения перед авторитетом Иосифа далеко недюжинных талантов (вроде некоторых отцов и учителей Церкви), прежде чем установилось равновесие». Вывод самого исследователя заключался в том, что Флавий, говоря о периоде, предшествовавшем Маккавейским войнам, не располагал никакими серьезными документами, кроме ВЗ, зато его сведения о последних двух веках до н.э. имеют огромную ценность, тем более, что этот период освещен в Библии не полностью. При всех достоинствах труда И. он содержал ряд неточностей в оценке Флавия, отмеченных *Мышциным и *Муретовым (см. отчет о магистерском диспуте И. в БВ, 1903, № 10). И. принимал активное участие в Правосл. богосл. энциклопедии, написав для нее ряд статей по *Второго Храма периоду.

u Самуил и Саул в их взаимных отношениях, БВ, 1900, № 12; Речь перед защитой дисс. «История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия», там же, 1903, № 10; Иоанн Гискальский, ПБЭ, т.6, с.899-909; Иоанн Гиркан, там же, т.6; Иосиф Флавий, там же, т.7; Иотапата, там же, т.7; Иуда Галилейский, там же, т.7; Иуда Маккавей, там же, т.7; Иудеи, там же, т.7; Кн.Иудифь, ТБ, т.3; Кн.Есфирь, там же, т.3; Первая, вторая и третья кн.Маккавейские, там же, т.12; От крупиц евангельских, Серг. Пос., 1904.

l [*Г л а г о л е в А.], Труды КДА, 1903, № 9; М а н у и л. РПИ, т.3, с.20-30; ПБЭ, т.7, с.481-84.

*

Из справочника Лемешевского (видимо, с дополнениями):

 

Иосиф (Петровых Иван Семенович), митрополит Одесский и Херсонский.

Родился 15 декабря 1872 года в г. Устюжне, Новгородской губернии.

Окончил Устюжское духовное училище и Новгородскую семинарию.

В 1895 году поступил в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьезному труду и ученым занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор.

В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии.

9 сентября 1900 года утвержден исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории.

26 августа 1901 г. епископом Арсением (Стадницким), ректором академии, был пострижен в монашество.

30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября - во иеромонаха.

В феврале 1903 года удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента.

9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии.

18 января 1904 года возведен в сан архимандрита.

В июне 1906 года назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря, Холмской епархии.

С 1907 г. - настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии.

15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии.

Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит СПБ Антоний, митрополит Московский Владимир, митрополит Киевский Флавиан и другие.

На этой кафедре пребывал много лет и был возведен в сан архиепископа.

В 1905-1910 гг. архимандрит Иосиф издал свой дневник под заглавием: "В объятиях Отчих. Дневник инока".

Дневник состоял из двенадцати томов, из которых первые семь томов вышли в свет в 1905 году, т.е. не более, чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях - приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей ясно, что архимандрит Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный, как инок, но горячий, резко реагирующий на внешние раздражения; энергичный, но неприспособленный к административной работе, которой много выпадает на долю настоятеля монастыря и еще больше на долю епископа. Архимандриту Иосифу больше подходила тихая монастырская жизнь.

"Он очень любил служить литургию и служил каждый день, но это служение фактически было для него вспомогательным средством его иноческой жизни. Он не пастырствовал, он только служил. Инок поглощал в нем пастыря".

При таких свойствах характера, требовавших уединения и самоуглубления, архимандрит Иосиф был поставлен во главе сначала монастыря, а потом видного викариатства, где требовались и административные способности, и умение разбираться в людях, которого ему тоже не доставало. Воникавшие на этой почве трудности еще более усиливали свойственные молодому епископу порывистость и неуравновешенность.

Обязательное общение с людьми постепенно изменило внутренний облик епископа Иосифа. Он чаще стал смеяться, не считая уже этого за грех, чаще допускал осуждение ближних, раздражался на подчиненных, хотя случалось, что желания, не выполненные ими, были у него только в уме. Раскаиваясь в этом, он много молился и плакал и, наконец, дошел до того, что заболел мучительной болезнью, межреберной невралгией.

В то же время епископ Иосиф "стремился пребывать в любви к Богу и Божией Матери", в молитвах просил у них помощи, и "Господь посылал ему иногда некое утешение".

В 1911 году он посетил Афон, что подкрепило его силы.

Для всей деятельности митрополита Иосифа имели громадное значение слова, сказанные в приветственной речи при его пострижении, постригавшим его епископом Арсением:

"Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь. Работай Господеви духом горяще".

К несчастию, горение духа митр. Иосифа не было ровным и согревающим. Оно давало бурные вспышки и закончилось пожаром, погубившим и его самого, пожаром, окончательно который Русской Церкви не удалось еще затушить и доселе.

В 1920-1921 гг. архп. Иосиф был назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии.

С 1920 по 1925 гг. он временно управлял епархией Новгородской и Старорусской.

Во время обновленчества архп. Иосиф затворился в Угличском Алексеевском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему. Впрочем, держался он так, что завоевал доверие митрополита Петра Крутицкого, который в своем завещании от 6 декабря 1925 года поставил его третьим кандидатом в Заместители Патриаршего Местоблюстителя.

В августе 1926 года архиепископ Иосиф был назначен митрополитом Ленинградским и 29 августа прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти св. Александра Невского) и утром в день праздника он совершил торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Ленинградцы, давно уже не имевшие своего митрополита, встретили новоприбывшего с большой радостью, как стойкого борца за чистоту православия. Несмотря на дождь, улицы и площадь около собора были заполнены народов; многие подходили под благословение со слезами. К сожалению, такой прием имел дурные последствия для митр. Иосифа: он приписал своим личным достоинствам чувства, вызванные им, как православным святителем, и счел себя незаменимым в Ленинграде.

31-го августа митр. Иосиф выехал обратно в Ростов, чтобы проститься с прежней паствой и подготовиться к переезду, но обстоятельства сложились так, что вернуться в Ленинград он не смог. Целый год он управлял епархией через своих викариев, приезжавших в нему в Ростов. Такое ненормальное положение грозило затянуться надолго. Ввиду этого, Священный Синод под председательством митрополита Сергия 17 сентября 1927 года, постановил "по соображениям большей пользы церковной" перевести митрополита Иосифа в Одессу.

Случайно или по чему-то умыслу, своевременно отправленное письмо с указом было доставлено с большим опозданием. Митрополит Иосиф узнал о назначении через третьи руки и воспринял его как величайшую несправедливость, как следствие интриги. Под влиянием такого убеждения, он 28 сентября 1927 года написал митрополиту Сергию письмо, в котором, со свойственной ему горячностью протестовал против перевода.

Волновавшие его чувства митрополит Иосиф излил перед приехавшим к нему викарием, епископом Димитрием Гдовским, а тот, возвратившись в Ленинград, рассказал прихожанам о настроении митрополита. Безусловно, и перед ростовскими знакомыми митрополит Иосиф не скрывал этих чувств и подозрений. Поэтому, хотя он и отрицал свою прикосновенность к начавшимся вскоре волнениям в Ленинграде и к дурному приему, который ростовчане оказали вновь назначенному к ним епископу Иннокентию (Летяеву), - все же и то, и другое, несомненно, произошло под его нравственным, хотя, может быть, и невольным, влиянием.

Была и другая причина, приведшая митрополита Иосифа к конфликту с церковным руководством. Митрополит Иосиф, чуть ли не с самого вступления митрополита Сергия в управление Русской Православной Церковью, относился к нему настороженно, не одобрял многих его мероприятий, не доверял ему. Благодаря этому недоверию он и начал искать тайные пружины в распоряжении о своем переводе, а некоторые действия Заместителя, вынужденные требованиями момента, рассматривал чуть ли не как сознательное предательство Церкви Божией.

Такая постановка вопроса имела громадное значение для многих, пожалуй, для большинства отделившихся. Редкие решились бы порвать с законной церковной властью только из-за несправедливости, причиненной хотя бы и любимому архипастырю.

Другое дело, когда эту власть обвиняют в совершении определенно противоканонических деяний, когда дело представлено так, что отделение является как бы долгом каждого православного христианина.

Правда, в начале Ленинградского раскола митрополит Иосиф, как будто избегал окончательного разрыва: одобрив в частных письмах отход Ленинградских епископов и благословив их не подчиняться последовавшему затем запрещению митрополита Сергия, сам он открыто не порывал с ним и, пока было возможно, отрицал свое влияние на викариев. Впрочем, письма, которые он за этот период написал митрополиту Сергию, почти не оставляли надежды на мирный исход конфликта.

Тон писем митрополита Иосифа резко обличительный, и, в то же время, в них много личного. При чтении этих писем подчас становится просто жалко издергавшегося старика, особенно когда он пишет о насильственной разлуке с полюбившими его ленинградцами и ростовчанами, или когда говорит, что его "соблазняет сейчас лишь одно законное для всякого человека желание - не пропасть совсем от нужды и голода". (В Ростове он имел возможность продавать остатки своего имущества).

Однако, очень заметно, что все ожидаемые трудности, так же, как ранее перенесенные страдания, на которые митрополит Иосиф ссылается, - все это сильно преувеличено. Такие высказывания говорят прежде всего о повышенной возбудимости писавшего, не дающей ему возможности спокойно обсудить создавшееся положение. Ведь его переводили не в какой-то маленький, глухой городишко, а в Одессу, где погибнуть от нужды ему бы, конечно, не дали; и неприятностей он до сих пор перенес гораздо меньше, чем многие другие. Так же не выдержано и логически не обосновано его утверждение, ставшее впоследствии одним из тезисов иосифлянства, - утверждение о том, что канонические правила запрещают переводить епископов. Ведь если бы он действительно считал это законом, не терпящим исключений, то обязан был бы заявить протест еще тогда, когда его из Ростова перевели в Ленинград.

Затем в письмах ясно проглядывает мысль, что митр. Иосиф является (уже является!) одним из Заместителей Патриаршего Местоблюстителя и в качестве такового служит предостережением митрополиту Сергию о возможности его духовного падения. Другими словами, по мнению митрополита Иосифа, он может в любой момент предъявить свои права на возглавление Русской Православной Церкви не только в случае физической невозможности митрополиту Сергию управлять, но и если совершится его "духовное падение". А кто будет определять, совершилось ли это падение? Опять митрополит Иосиф.

Это было уже похоже на духовную прелесть, - самомнение, закрывавшее возможность видеть собственные грехи.

Той же чертой характера митрополита Иосифа, заставившей его потерять чувство веры, можно, пожалуй, объяснить и чрезвычайную язвительность его упреков и обвинений. Его эпитеты доходят в отдельных случаях до возмутительной грубости; он не стесняется в выражениях, даже если они относятся к Церкви.

"Будто и не он пишет вовсе. У него будто злоба какая", - замечает по этому поводу архиепископ Иларион (Троицкий).

Один из православных епископов, имевший доступ к переписке двух архиереев, так характеризует их:

"В то время, как митрополит Сергий призывает к миру и любви, умоляет прекратить раздор, в то время, как он указывает, что и он не безгрешен, что и у него были ошибки, в то же самое митр. Иосиф не хочет признать за собой ни одной ошибки, считая, что он прав, и всегда был прав, и только один он правильно судит о понимает каноны".

Следствием такого состояния духа явилось отделение. 24 января 1928 года митрополит Иосиф, вместе с митрополитом Агафангелом и его викарием, подписал акт отхода от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Сергия. Но он пошел дальше своих сотоварищей. В то врем, как они официально пробыли в разделении немногим более трех месяцев, митр. Иосиф остался в нем до конца жизни, теперь уже открыто возглавив названный его именем раскол.

14/27 марта 1928 года, сессией Священного Синода было вынесено постановление о лишении митр. Иосифа кафедры и запрещении его в священнослужении; он, как раньше его викарии, не подчинился этому постановлению.

С февраля 1928 года митр. Иосиф проживал в Николо-Моденском монастыре Новгородской губернии, в 35-ти верстах от своего родного города Устюжны, затем выбыл в Казахстан. Там он прожил несколько лет недалеко от Аральского моря, работал бухгалтером на Медном комбинате.

Расстрелян под Чимкентом вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым).

Умер не примирившись с Православной Церковью.

 

Труды:

(Перечисление трудов без указания года издания взято из Бел. т. VII, с. 482-484).

"Слово похвальное Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии, чудотворного Ее образа "Одигитрия", яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немец".

(Незабвенная милость Божией Матери городу Устюжне в смутную годину отечества).

Слово любви к духовному юношеству. // "Богословский вестник".

"Самуил и Саул в их взаимных отношениях". (Пробная лекция). Сергиев Посад, 1900. (также "Богословский вестник").

Речь над гробом профессора Московской Духовной Академии Андрея П. Смирнова.

"К вопросу об источниках по Библейской Истории". (Стипендиатский отчет).

Св. гора Морим: (Исторический очерк). "Душеп. Чтение".

"Мир ли вход твой?" (Размышление на Новый Год).

"Река Иордан".

"Божественная жажда" (Проповедь).

"Тайна любви ко врагам".

"Вопль нарушенного отдыха". Журнал "Божья Нива", Троицкий собеседник.

"Школа и молитва".

"Свет от школы за стенами школы".

"Школа и паломничество".

"Школа в Великом посте".

"Праздник школы - акты".

"Нечто о дисциплине".

"Лето и курсы".

"Непогоды над школьной нивой и отрадные явления".

"Школьные библиотеки".

"Собеседования в школах".

"Школа - воспитательница народа".

"Трогательные факты в школьной жизни".

"Союз священника и учителя".

"Насилие католицизма над православными школами".

"Главные виды школьного труда":

а) сельскохозяйственные занятия;

б) ремесленные занятия;

в) рукоделие в школах.

"Здоровье, как предмет воспитания".

"Из области идеалов и действительности".

"Как растет незаметно быстро в школе душа детская".

"Отрадная теснота и прискорбный простор храма Божия".

"Школа как идеал семьи".

"Бытовое невежество в среде русского народа".

"Религиозное невежество".

"Меры поднятия церковности в школах".

"Беседа архипастыря с духовенством по вопросам церковно-школьного дела".

"Симпатичный пример отношений архипастыря к своим епархиальным школам".

"Патриотические отклики детей на войну".

"Прощальная беседа учителя с учениками в день разлуки их со школой".

"Детские игры - важное воспитательное средство".

"Девушка-учительница, как лучшая воспитательница школы".

"Два светлых примера полезного и самоотверженного служения учительниц".

"О необходимости большего просвещения будущих крестьянок-матерей".

"Гигиена народной жизни и ее лучший проводник школа".

"Симпатичная деятельность женских монастырских школ".

"Добрые речи к труженикам школы".

"Церковность" (Ее важное значение и необходимость в школе и жизни).

"Как воспитывается неблаговоспитанность".

"Святая просьба".

Библиографическая заметка о книге:

"В стране священных воспоминаний".

"Новгор. Еп. Вед." Торжество Православия в селе Наронове Крестецкого уезда.

Статья "Ианней Александр". (Прав. Богосл. Энц.)

-"- Иоанн Гискальский". -"-

-"- "Иоанн, сын Маттафий". -"-

-"- "Иоанн Гиркан". -"-

-"- "Иосиф Флавий". -"-

-"- "Иотапата". -"-

-"- "Иуда Маккавей" -"-

-"- "Иуда Галилейский" -"-

-"- "Иудеи" -"-

-"- "Иисус, сын Иоседеков" -"-

"Матерь Божия - Благодатная Матерь народа русского". Сергиев Посад, 1902.

"История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия". (Опыт критического разбора и обработка). Сергиев Посад, 1903.

Речь пред защитой магистерской диссертации. "Богосл. Вестн." 1903, октябрь, с. 298.

Магистерский диспут. "Богосл. Вестн." 1903, октябрь, с. 305.

"От крупиц Евангельских". Беседы инока. Сборник проповедей. Сергиев Посад, 1904.

"Вера и Церковь", 1904, № 10, с. 808-809.

"Учение Лейбница о происхождении и сущности зла". Харьков, 1905.

"В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. I-VII. Сергиев Посад и Ростов-Яросл. 1905-1910 гг.

"В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. VIII-IX. Сергиев Посад, 1913.

В объятиях отчих. Дневник инока. А.И. Сергиев Посад, 1913. ("Душеполезное чтение").

"В объятиях Отчих". - Дневник инока, т. X-XI. Сергиев Посад, 1914.

"Новое чудо милосердия Царицы Небесной в г. Ростове Великом". Сергиев Посад, 1911.

"Из летописей города Устюжны".

Речь при наречении его во епископа. "Приб. к "ЦВ" 1909, № 13-14, с. 601.

Pisўmo M. Iosifa k episkopu, otlozivsemusja ot M. Sergija, in: M. Pol'skij, Novye muceniki 11,5/

Rezolucija M. Iosifa na doklad Petrogradskich Vikariev, ot 23 Dekabrja 1927 g., ebda.

Pisўmo M. Iosifa k odnomu Petrogradskomu archimandritu, ebda. 6-8.

Rezolucija M. Iosifa o soglasij ego vozglavljat dvizenie otlozivsichsja Petrogradskoj eparchii, ebda. 8.

Obrascenie M. Iosifa k Petrogradskoj pastve, ebda. 10.

 

Литература:

"Церк. Вед." 1906, № 28, с. 362, 1909, № 11, с. 78.

"Приб. к "ЦВ" 1909, № 12, с. 574-575.

"ЖМП" 1935, № 23-24, с. 3.

"Состав Св. Прав. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год", с. 48-49.

"Урал. Церк. Вед." (обновл.) 1928 г., № 5-6, март, с. 7.

"Красный Архив" 1930, т. 40, с. 73.

"Правда о религии в России". МП, 1942, с. 27.

Елевферий митр.: "Неделя в Патриархии". Париж. 1933, с. 124-126, 133, 137 и др.

Елевферий митр.: "Соборность Церкви. Божие и кесарево". Париж, 1933, с. 196-207.

Иоанн Снычев архм.: "Церковные расколы".

Булгаков, с. 1418.

ФПС I, № 29, с. 2.

ФПС III, с. 3.

ФАМ I, № 129, с. 10.

БЭЛ т. VII, с. 481-484.

НЭС т. XX, с. 210.

Газ. "Безбожник", 1938, 1 апреля (ст. Н. Платонова).

M. Pol'skij, Novye muceniki 11, 1-11; 70; 1, 180.

Prav. Put' 1980, 75-85.

Regel'son 587f; fermer 405, 407, 408, 436, 438, 440, 447, 450, 452, 459, 464, 468, 101, 135, 137, 153, 154.

Joh. Chrysostomus, Russische Kirchgeschichte 11, 187-198, 201-209, u.a. Stellen passim.

Stratonov, Russkaja Cerkovnaja Smuta (1921-31), Berlin 1932, S. 180.

Struve 46, 48f. 152, 502-506.

G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland, 47, 335.

I.M. Andreyev, Russia's Catacomb Saints 109-129, passim. Hier auch die englische Ubersetzung seiner Briefe (S. 124 bis 128).

D. Pospielovsky, The Russian Church under the Soviet Regime 1917-1982 (Chestwood 1984), passim.

Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков… Загорск, 1961. Ч. 1.

Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды / Сост. М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская. СПб.: Кифа, Издательство Олега Абышко, 2006. 352 с.

 

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова