НИКОЛЬСКИЙ Николай Михайлович
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
НИКОЛЬСКИЙ Николай Михайлович (1877-1959), сов. востоковед, историк религии,
библеист. Род. в Москве. Окончил Моск. ун-т (1900). Сын и ученик Никольского
М.В. Уже первые его работы были посвящены вопросам библ. *критики, но правосл.
убеждений отца Н. не разделял, придерживаясь материалистич. взгляда на историю.
Преподавал в народном ун-те в Н. Новгороде, был проф. Смоленского и Белорусского
ун-тов. С 1931 член АН БССР, а с 1946 — чл.-корр. АН СССР. Первоначально Н. был
близок к идеям *религиозно-исторической школы. Под его редакцией в нач. 20 в.
вышла *серия книг «Религия в свете научной мысли и свободной критики», включавшая
переводы работ либеральных теологов. Самому Н. в этой серии принадлежала кн. «Царь
Давид и псалмы» (СПб., 1908). В ней Н. отнес к *допленному периоду лишь 10 псалмов,
датировав прочие *Плена периодом и *Второго Храма периодом. За работой о псалмах
последовал популярный труд «Древний Израиль» (М., 1911, 2-е испр. и доп. изд.
М., 1922), написанный живо и ярко, с позиций светской историографии. К нему примыкает
книга «Иисус и первые христианские общины» (М., 1918), в к-рой Н. выступил с критикой
*мифологической теории, в частн., против попыток отождествить евангельский рассказ
о Страстях с языч. мифами об умирающих богах. «Осирис, Адонис, Аттис, Таммуз,
— писал он, гибнут от враждебных богов или от враждебных стихий; там нет ничего
человеческого, естественного, похожего на историческую действительность. Иисус
погибает в неравной борьбе с правящими иудейскими сферами... Тут нет ничего несообразного,
напротив, все чрезвычайно стройно укладывается в рамки тогдашней бурной иудейской
жизни». Евангелия Н. датировал между 70 и 90 гг. Из посланий только восемь считал
принадлежащими ап.Павлу. *Эсхатологии первых христиан посвящен очерк «Мировой
и социальный переворот по воззрениям раннего христианства» (М., 1922). В 20-е
гг. Н. опубликовал ряд исследований: о херувимах (керубах), о проблеме *монархии
в ВЗ, о талмудич. свидетельствах, касающихся Христа (см. ст. Талмуд). Н. вел библ.
раздел в Энциклопедии изд-ва Гранат, для к-рой написал ряд статей. С нач. 30-х
гг. в работах Н. усиливается тенденция к *гиперкритицизму. Напр., он отрицал наличие
в ВЗ подлинного *монотеизма в допленный период.
u Раннее христианство, «Критическое обозрение», 1908, кн.3 (8); Вавилон и Библия,
там же, 1909, вып.8; Израиль и Вавилон, «Вестник Европы», 1910, № 5-6; Древний
Вавилон, М., 1913; Керубы по данным Библии и вост. археологии, «Труды БГУ», Минск,
1922, № 2-3; Феодальные отношения в Древнем Израиле, там же, 1922, № 1; Следы
магической лит-ры в кн. псалмов, там же, 1923, кн.4-5, 1926, кн.12; Иудейские
монархомахи VII века, «Новый Восток», 1924, № 5; Талмудическая традиция об Иисусе,
«Труды БГУ», 1925, кн.6-7; Происхождение еврейского и христ. культа, Гомель, 1926;
Хеттские законы и их влияние на законодательство Пятикнижия, «Еврейская старина»,
Л., 1928, т.12; Апокалиптич. лит-ра, «Лит. энциклопедия», М., 1929, т.1; Происхождение
юбилейного года, отт. из «Известия АН СССР», отд. обществ. наук, 1931; Еврейские
и христ. праздники, их происхождение и история, М., 1931; Политеизм и монотеизм
в еврейской религии (на белорус. яз., Минск, 1931; рус. вариант в кн.: Никольский
Н.М. Избр. произведения по истории религии, М., 1974); Проблемы критики Библии
в советской науке, ВДИ, 1938, № 1; Кризис «критической» библеистики и задачи марксистской
историч. науки, «Уч. зап. БГУ», 1939, вып.1.
l Б о т в и н н и к М., Н.М.Н., Минск, 1967 (включает полный список трудов
Н.); М и л и б а н д, БССВ, с.387 (там же приведена лит-ра о Н.).
|