Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Анатолий Петрович Орлов

Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908. 551 с. Опись А, №1203.

*

Анатолий Петрович Орлов (25 марта 1879, село Рыбницы Даниловского уезда Ярославской губернии — 21 декабря 1937) — протоиерей, русский богослов и церковный историк.

Сын священника Петра Гурьевича Орлова и его супруги Александры Алексеевны.

Окончил Ярославскую духовную семинарию (1900), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1904; тема кандидатской работы: «Учение св. Илария Пиктавийского о Святой Троице»). В 1904—1905 — профессорский стипендиат академии. Магистр богословия (1908; тема диссертации: «Тринитарные воззрения св. Илария Пиктавийского»). В 1909—1910 слушал лекции в Берлинском и Мюнхенском университетах.

С 1905 — исправляющий должность доцента Московской духовной академии по кафедре «Истории и обличения западных исповеданий в связи с историей Западной Церкви от 1054 г. до настоящего времени». С 1908 — доцент, с 1909 — экстраординарный профессор академии по этой же кафедре. С августа 1916 преподавал также историю и обличение русского сектантства.

Автор нескольких небольших, но серьёзных трудов о богословии Илария Пиктавийского и Оригена, сотериологии Ансельма Кентерберийского и Пьера Абеляра, а также посвящённых анализу некоторых воззрений Канта, Лютера и Цвингли. В сборнике «Богословские труды» (№ 4-7) была посмертно опубликована работа «Св. Иларий, епископ Пиктавийский», которая атрибутирована как принадлежащая перу профессора И. В. Попову, но, по мнению протодиакона Сергия Голубцова является трудом А. П. Орлова.

С 10 сентября 1917 — ректор Московской духовной академии, был избран на этот пост как мягкий и покладистый человек. Был рукоположен во иерея (ректором академии по уставу должен был иметь священный сан), возведён в сан протоиерея. Руководил академией до апреля 1922, в том числе и после того, как в 1919 она была вынуждена покинуть Сергиев Посад и существовала неофициально в Москве, где преподаватели продолжали читать лекции студентам.

С 1919 — настоятель Троицкой на Арбате церкви, с 1920 — второй священник Казанского храма на Калужской площади. 8 апреля 1922 был арестован в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. На судебном процессе над представителями московского духовенства и мирян, проходившем в апреле-мае 1922, был приговорён к смертной казни, заменённой пятью годам лишения свободы.

Был освобождён по амнистии, но уже 8 марта 1924 вновь арестован и приговорён к трём годам ссылки в Нарымский край. Ссылку отбывал в деревне Типенко на реке Кети. В апреле 1931 в очередной раз арестован, обвинён в антисоветской пропаганде и выслан на три года в Северный край. Затем был священником в селе Кузьмищево под Тарусой.

22 сентября 1937 был арестован в городе Тарусе. 9 декабря 1937 решением Тройки УНКВД по Тульской области был приговорён к расстрелу. Расстрелян 21 декабря того же года.

Лютер и Цвингли // Богословский вестник, № 11, 1905. Сущность и историческое значение так называемого «культуркампфа» в Германии // Богословский вестник, № 12, 1905. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908. Христология Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1909. Сотериология Ансельма Кентерберийского. Сергиев Посад, 1915. Сотериология Петра Абеляра (в связи с антропологическими его воззрениями) // Богословский вестник, 1916, № 3-4, 5, 6. 1917, № 1.

Библиография

Голубцов С. А. Стратилаты академические. М., 1999. С. 155—170.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова