Гермоген Кожин
Cм. антикатоличество - персоналии - Лемешевский. обновленчество.
Его против католичества статья, 1949.
Гермоген (Кожин Василий), митрополит Алеутский и Северо-Американский.
Родился в 1880 году в станице Кумылженской (Кумыжленской) нынешней Волгоградской области, в семье псаломщика.
Окончил Усть-Медведицкое Духовное училище, Донскую Духовную Семинарию.
В 1907 г. рукоположен в сан диакона (год окончания семинарии). В 1908 г. рукоположен в сан священника.
В течение пяти лет священствовал в казачьих станицах на Дону.
В 1912 г. поступил (закончил в 1916) в Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
В 1917 г. защитил диссертацию на тему: "Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви" и получил ученую степень магистра богословия.
Преподавал в Новочеркасском Политехническом институте богословие и Закон Божий в мужской гимназии.
В 1917 году был избран членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, а в 1918-1920 гг. состоял членом Донского Епархиального Совета.
Затем переехал в Кубанскую епархию, где священствовал на разных приходах.
После 1922 года уклонился в обновленческий раскол. 21 сентября 1931 года, будучи в брачном состоянии хиротонисан во епископа Темрюковского, викария Кубанской епархии, затем 7 марта 1932 г. епископ Моздокский. С 7 марта 1932 г. - епископ Кубанский.
13 апреля 1932 года возведен в сан архиепископа. С марта 1934 г. - архиепископ Терский, управлял Северо-Кавказской митрополией.
5 декабря 1935 года возведен в сан митрополита Сев.Кавказского и Ставропольского. По отзывам о нем в Каталоге обновленческих архиереев епископа Сергия Ларина, "был злейшим обновленцем". Писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией и из своей епархии изгонял православное духовенство. В 1943 году получил вторую панагию.
Пребывал в обновленческом расколе до 1945 года. Принят чрез покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Овдовел в 1945 году.
Пострижен в монашество с именем Гермогена в 1945 году и вскоре возведен в сан архимандрита.
16 февраля 1946 г. в зале заседаний Св. Синода наречен во епископа Казанского и Чистопольского.
18 февраля 1946 года рукоположен в Воскресенской церкви в Брюсовом переулке во епископа Казанского и Чистопольского. Хиротонию совершали Святейший Патриарх Алексий, епископы Можайский Макарий и Кировоградский Сергий. Одновременно назначен временно ректором Московской Духовной Академии и Московской Духовной Семинарии. Здесь он читал курс Истории Западных исповеданий.
В 1948 году на Пасху возведен в сан архиепископа.
С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.
Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь, б) Экуменическое движение и Православная Церковь, в) Об англиканской церковной иерархии, г) О Церковном календаре.
По совокупности трудов Преосвященного Гермогена, Совет Московской Духовной Академии присудил ему в 1949 году ученую степень доктора богословия.
19 октября 1949 года перемещен на кафедру Краснодарскую и Кубанскую, на которой и пребывал до своей поездки в Америку.
За этот период служения своего он выполнил целый ряд ответственных поручений Московской Патриархии. Так, в 1950 году он в составе делегации Русской Православной Церкви ездил в Палестину. В следующем году мы видим его участником третьей Всесоюзной Конференции сторонников мира в Москве, а в 1953 году он сопровождал делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по Советскому Союзу. Последним этапом Церковного служения была его поездка в Соединенные Штаты Америки для устроения церковных дел Патриаршего Экзархата в связи с кончиной Экзарха митрополита Макария. Выполняя возложенное на него поручение, он принял участие во втором съезде духовенства и мирян Патриаршего Экзархата Северной и Южной Америки.
8 февраля 1954 года награжден правом ношения креста на клобуке.
19 мая 1954 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Алеутским и Северо-Американским.
Скончался 3 августа 1954 года от инфаркта миокарда.
6 августа 1954 года погребен в каменной усыпальнице в правом проиделе кафедрального собора города Краснодара.
Труды:
1. Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского Откровения и голосом Вселенской Церкви. 1917.
2. Папство и Православная Церковь. 1948. ("ЖМП". 1948. № 4).
3. Критический разбор книги В.С. Соловьева "Россия и Вселенская церковь" с точки зрения Восточной Православной Кафолической Церкви. 1948. Ч. 1-3. 1949 (ЖМП. 1948. № 4).
4. Очерки по истории Казанской епархии: История распространения христианства среди татар. // "ЖМП". 1946. № 7.
5. Попытка Ватикана подчинить своему влиянию православные церкви южных славян на Балканах. Краткий исторический очерк. // "ЖМП". 1946. № 9.
6. Очерки по истории Казанской епархии: Зилантов Успенский монастыря и памятник убиенным при взятии гор. Казани. // "ЖМП". 1947. № 1.
7. Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в отечественных войнах 1812 и 1941-1945 гг. // "ЖМП". № 3.
8. Речь при вступлении на должность ректора Московск. дух. академии. // "ЖМП". 1947. № 12.
9. Речь, произнесенная перед началом 1948/49 учебного года в Московской дух. акад. // "ЖМП". 1948.
10. К вопросу об интригах Ватикана против вселенского православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за последние 40 лет. (1908-1948 гг.). // "ЖМП". 1948. № 8.
11. Методы католической пропаганды в Грузии. // "ЖМП". 1948 № 9.
12. Восточная церковная политика римских пап - Бенедикта ХV, Пия XI и Пия XII. // "ЖМП". 1949. № 4.
13. К характеристике деятельности Ватикана за последние 20 лет. // "ЖМП". 1949. № 9.
14. Миссия дружбы. // "ЖМП". 1950. № 9.
15. К юбилею Халкидонского собора. // "ЖМП". 1951. № 6.
16. Ватикан и крестовые походы. // "ЖМП". 1953. № 3.
17. Речь, произнесенная пред началом 1945/46 уч. года в Моск. дух. // "ЖМП". 1948. № 12.
18. Старокатолическое движение папистов и политика Ватикана от Халкидонского собора и до наших дней. Краснодар, 1950. 3 ч.
Литература:
Киреев А.А., протодиак. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах. М., 2002. с. 150-152.
|