Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

МОВИНКЕЛЬ, М у в и н к е л ь (Mowinckel), Сигмунд


Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

МОВИНКЕЛЬ, М у в и н к е л ь (Mowinckel), Сигмунд (1884-1965), норвежский протестантский экзегет. С 1922 проф. Свящ. Писания ВЗ в ун-те в Осло. С 1940 исполнял должность пастора. Ученик *Гункеля. Подобно *Педерсену и др. представителям *скандинавской библеистики, М. придавал большое значение *устной традиции и роли культа в формировании книг ВЗ. В частн., он показал, насколько ошибочным было противопоставление *профетизма и богослуж. традиции, на чем настаивала школа *Велльгаузена. Согласно выводам М., пророческая проповедь была неотъемлемой частью храмового культа. Другой заслугой М. является тщательно разработанная концепция о Псалтири как книге, сложившейся в процессе ветхозав. литургич. творчества. М. указал на сходство между псалмами и древневост. памятниками, посвященными торжествам новолетия. Такие праздники в Вавилоне и др. странах Востока символизировали интронизацию верховного божества. Центр. роль в этих торжествах играл царь. В свете указанных вост. обычаев М. и рассматривал генезис Псалтири («Psalmen Studien», Kristiania (Oslo), 1921-24, Bd.1-6). Он обнаружил в них мотивы, сходные с новогодними ритуалами Востока (в частн., тему «воцарения Яхве»). Т. о., М. собрал богатую аргументацию в пользу датировки Пс царской эпохой вопреки критикам 19 в., к-рые относили Пс к после *Плена периоду. Одна из последних работ М. посвящена природе ветхозав. *мессианизма. Изучение *«жизненного контекста», стоящего за библ. писаниями, и их историко-лит. анализ М. сочетал с глубокой верой в Библию как Слово Божье. Труды М. оказали большое влияние на *Крауса и др. зап. экзегетов.

u Le D№calogue, P., 1927; Die Erkenntnis Gottes bei den alttestamentlichen Propheten, Oslo, 1941; Zur Frage nach dokumentarischen Quellen in Josua, Oslo, 1946; Prophecy and Tradition, Oslo, 1946; He that Cometh, 1956; The Old Testament as Word of God, 1959; The Psalms in Israel’s Worschip, 1962, v.1-2; Tetrateuch, Pentateuch, Hexateuch, B., 1964.

l DBS pl, t.5; H a n r e tH., Les th№ories de S.Mowinckel et leur prolongement, in: O— en sont les №tudes bibliques? P., 1968; K a p e l r u dA., Sigmund Mowinckel and Old Testament Study, «Annals of Swedish Theological Institute», 1967, № 5; ODCC, p.946.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова