СТРУВЕ Василий Васильевич
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех
томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
- К указателю по Новому Завету
в целом. - Библия.
СТРУВЕ Василий Васильевич (1889-1965), рус. востоковед. Род. в Петербурге
в семье ученого. Окончил в 1911 историко-филологич. фак-т Петерб. ун-та (ученик
*Тураева). Преподавал в ЛГУ (1916-34), был директором Ин-та востоковедения (1941-50).
С 1935 академик; чл. ряда отечеств. и междунар. востоковедч. обществ. Автор ок.400
работ, среди к-рых один из первых курсов по истории *Древнего Востока, вышедших
в послереволюц. время (1941). В этом курсе и во всех др. обзорных трудах
С. по Востоку есть и ветхозав. разделы. Ряд работ С. посвятил вопросу о пребывании
Израиля в Египте. В них он стремился доказать, что мнение историков, будто события,
описанные в Исх, не отражены в егип. памятниках, ошибочно. Такими внебибл. свидетельствами
о приходе сынов Израильских в дельту Нила и их исходе С. считал стелу Мернептаха
(см. ст.: Питри Флиндерс, Пятикнижие), отчет о пропуске через границу палест.
кочевников и сведения о сирийце Ирсу, захватившем в Египте власть в нач. 12 в.
до н.э. По гипотезе С., стела Мернептаха указывает на бедственное положение израильтян
после вторжения в Ханаан «народов моря». По его мнению, бедуины, прибывшие в Египет,
тождественны семье Иакова, а Ирсу — Иосифу. На этом основании С. пересмотрел всю
*хронологию Исхода (переселение в Египет он отнес к 1230, а Исход — к нач.12 в.).
Гипотеза С. не нашла поддержки ни у западных, ни у отечеств. историков. В работе
«Ефрем и Манассей» («Евр.мысль», Пг., 1922) С. пытался связать конфликты между
этими *коленами израильскими с их внешнеполитич. ориентацией. Неск. статей С.
посвятил проблемам *диаспоры, *элефантинских папирусов и борьбе *пророков против
*рабства.
u Пребывание Израиля в Египте в свете историч. критики, «Евр.историч.библиотека»,
Пб., 1919; Израиль в Египте, Пг., 1920; К истории пребывания Израиля в Египте,
«Евр.старина», Л., 1924, т.11; Упоминание иудеев в ранней эллинистич. лит-ре,
«Записки Коллегии востоковедов», Л., 1927, т.2, вып.2; Израиль и Иуда, в кн.:
История древнего мира, т.1. Древний Восток, М., 1936; Подлинная причина разрушения
иудейского храма на Элефантине в 410 г. до н.э., ВДИ, 1938, N 4; Финикия, Палестина
и Сирия во II тыс. до н.э. — Средиземноморские страны Передней Азии и Аравия в
1-й пол. I тыс. до н.э., в кн.: Всемирная история, М., 1955, т.1; Борьба с рабством-должничеством
в Вавилонии и Палестине, ППС, 1958, № 3 (66); проч. труды С. приведены в кн.:
Древний мир. Сб. статей, М., 1962.
l СИЭ, т.13; проч. лит-ру о С. см.: М и л и б а н д. БССВ, с.534.
|